Разбираемся со сборкой front end на Gulp. Сборка front-end’а на пальцах с помощью Gulp Gulp сборка проекта из github

В последнее время Gulp набирает большую популярность, и понятно почему. Он быстрее, красивее и проще чем Grunt . Мне приходилось часто с ним работать, но я всегда брал готовые решения и не до конца понимал как же он все это делает. На этих выходных я решил разобрать и закрыть эту небольшую проблему. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое Gulp?

Gulp - это инструмент сборки front-a. Он позволяет автоматизировать повторяющиеся задачи (сборка и минификация CSS- и JS-файлов, запуск тестов, перезагрузка браузера и другие). Тем самым Gulp ускоряет и оптимизирует процесс веб-разработки.

Установка Gulp

Установить Gulp достаточно легко. Если у вас что-то не получится, пишите в комментариях или загуглите вашу проблему. Итак для установки нужно сделать 3 шага:

  • Установить Gulp глобально
  • Установить Gulp как devDependencies (зависимости для разработки)
  • Создать файл gulpfile.js

Первый шаг - устанавливаем глобально Gulp. Открываем терминал и пишем:

npm install --global gulp

После этого вам нужно установить Gulp как devDependencies для вашего проекта. Убедитесь в том, что у вас есть файл package.json . Если его нет, то создайте его написав в консоль npm init . Теперь можно установить Gulp как devDependencies:

npm install --save-dev gulp

И наконец, вам нужно создать gulpfile.js в корне вашего проекта, который будет содержать ваши задачи (tasks). В качестве промежуточного шага, мы установим плагин gulp-util . Чтобы показать как устанавливаются плагины:

npm install --save-dev gulp-util

Теперь настало время написать нашу первую задачку. Открываем только что созданный файл gulpfile.js и пишем в него следующее:

/* File: gulpfile.js */ // собираем все наши плагины var gulp = require (" gulp " ), gutil = require (" gulp-util " ); // создаем задачку, которая будет выполняться по умолчанию gulp . task (" default " , function () { return gutil . log (" Gulp is running! " ) });

И теперь нам остается запустить gulp в терминале и мы увидим нечто похожее на это:

> gulp [ 12:32:08] Using gulpfile ~/Projects/gulp-scotch-io/gulpfile.js [ 12:32:08] Starting "default" ... [ 12:32:08] Gulp is running! [ 12:32:08] Finished "default" after 1 ms

Обзор

Сам по себе Gulp очень скуден на возможности. Но все, что вам нужно вынесено в отдельные плагины. Они совместно с Gulp творят чудеса.

Api у gulp очень маленькое, и содержит всего 4 функции высшего порядка:

  • gulp.task
  • gulp.src
  • gulp.dest
  • gulp.watch

gulp.task определяет наши задачи. В качестве аргументов принимает название, зависимости (массив) и функцию (основные действия). Зависимостей может и не быть:

gulp . task (" mytask " , function () { //сделать что-то }); gulp . task (" dependenttask " , [ " mytask " ], function () { //сделать что-то после того, как "mytask" будет выполнен });

gulp.src указывает на файлы, которые мы хотим использовать. Он использует.pipe доступа к файлам через плагины.

gulp.dest указывает на папку, в которую мы хотим сохранить измененные файлы.

gulp.src и gulp.dest используется для простой копии файлов:

gulp . task (" copyHtml " , function () { // скопировать все html файлы из source/ в public/ gulp . src (" source/*.html " ). pipe (gulp . dest (" public " )); });

В gulp встроена система реагирования на изменения файлов (gulp.watch). Вы можете использовать эту задачу для запуска других необходимых вам задач при изменении файлов.

В этой статье мы подробно разберем процесс сборки фронтенд проекта, который прижился в моей повседневной работе и очень облегчил рутину.
Статья не претендует на истину в последней инстанции, так как сегодня существует большое количество различных сборщиков и подходов к сборке, и каждый выбирает по вкусу. Я лишь поделюсь своими мыслями по этой теме и покажу свой workflow.

Мы будем использовать сборщик Gulp . Соответственно у вас в системе должен быть установлен Node js. Установку ноды под конкретную платформу мы рассматривать не будем, т.к. это гуглится за пару минут.
И для начала отвечу на вопрос - почему Gulp?
Из более или менее сносных альтернатив мы имеем Grunt и Brunch .
Когда я только начал приобщаться к сборщикам - на рынке уже были и Grunt и Gulp. Первый появился раньше и по этому имеет более большое коммьюнити и разнообразие плагинов. По данным с npm :
Grunt - 11171 пакет
Gulp - 4371 пакет

Но Grunt мне показался через чур многословным. И после прочтения нескольких статей-сравнений - я предпочел Gulp за его простоту и наглядность.
Brunch - это сравнительно молодой проект, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Я с интересом наблюдаю за ним, но в работе пока не использовал.

Приступим:

Создадим папку под наш проект, например «habr». Откроем ее в консоли и выполним команду

Npm init

Можно просто нажать Enter на все вопросы установщика, т.к. сейчас это не принципиально.
В итоге в папке с проектом у нас сгенерируется файл package.json, примерно такого содержания

{ "name": "habr", "version": "1.0.0", "description": "", "main": "index.js", "scripts": { "test": "echo "Error: no test specified" && exit 1" }, "author": "", "license": "ISC" }

Немного видоизменим его под наши нужды:

{ "name": "habr", "version": "1.0.0", "description": "", "author": "", "license": "ISC", "devDependencies": { "gulp": "^3.8.1" } }

в блоке devDependencies мы указали что нам нужен gulp и тут же будем прописывать все наши плагины.

Плагины:

Со стилями я поступаю так же как и с js, но только вместо rigger"a - использую встроенный в SCSS импорт.
Наш main.scss будет выглядеть так:

/* * Third Party */ @import "CSS:../../bower_components/normalize.css/normalize.css"; /* * Custom */ @import "partials/app";

Таким способом получается легко управлять порядком подключения стилей.
Проверим наш таск, запустив

Gulp style:build

Собираем картинки

Таск по картинкам будет выглядеть так:

Gulp.task("image:build", function () { gulp.src(path.src.img) //Выберем наши картинки.pipe(imagemin({ //Сожмем их progressive: true, svgoPlugins: [{removeViewBox: false}], use: , interlaced: true })) .pipe(gulp.dest(path.build.img)) //И бросим в build .pipe(connect.reload()); });

Я использую дефолтные настройки imagemin, за исключением interlaced. Подробнее об API этого плагина можно прочесть .
Теперь, если мы положим какую-нибудь картинку в src/img и запустим команду

Gulp image:build

то увидим в build нашу оптимизированную картинку. Так же gulp любезно напишет в консоли сколько места он сэкономил для пользователей нашего сайта:)

Шрифты

Со шрифтами мне обычно не нужно проводить никаких манипуляций, но что бы не рушить парадигму «Работаем в src/ и собираем в build/» - я просто копирую файлы из src/fonts и вставляю в build/fonts. Вот таск

Gulp.task("fonts:build", function() { gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)) });

Теперь давайте определим таск с именем «build», который будет запускать все что мы с вами тут накодили

Gulp.task("build", [ "html:build", "js:build", "style:build", "fonts:build", "image:build" ]);

Изменения файлов

Чтобы не лазить все время в консоль давайте попросим gulp каждый раз при изменении какого то файла запускать нужную задачу. Для этого напишет такой таск:

Gulp.task("watch", function(){ watch(, function(event, cb) { gulp.start("html:build"); }); watch(, function(event, cb) { gulp.start("style:build"); }); watch(, function(event, cb) { gulp.start("js:build"); }); watch(, function(event, cb) { gulp.start("image:build"); }); watch(, function(event, cb) { gulp.start("fonts:build"); }); });

С понимаем не должно возникнуть проблем. Мы просто идем по нашим путям определенным в переменной path, и в функции вызывающейся при изменении файла - просим запустить нужный нам таск.
Попробуйте запустить в консоли

Gulp watch

и поменяйте разные файлы.
Ну не круто ли?)

Веб сервер

Что бы насладиться чудом livereload - нам необходимо создать себе локальный веб-сервер. Для этого напишем следующий таск:

Gulp.task("webserver", function() { connect.server({ host: server.host, port: server.port, livereload: true }); });

Тут даже нечего комментировать. Мы просто запустим сервер с livereload на хосте и порте, которые мы определили в объекте server.

Очистка

Если вы добавите какую-нибудь картинку, потом запустите задачу image:build и потом картинку удалите - она останется в папке build. Так что было бы удобно - периодически подчищать ее. Создадим для этого простой таск

Gulp.task("clean", function (cb) { rimraf(path.clean, cb); });

Теперь при запуске команды

Gulp clean

просто будет удаляться папка build.

И напоследок маленькая милость

Этот таск не несет в себе критической функциональности, но он очень мне нравится:)

Gulp.task("openbrowser", function() { opn("http://" + server.host + ":" + server.port + "/build"); });

Когда нам будет нужно, мы запустим его - и у нас в браузере автоматически откроется вкладка с нашим проектом.
Классно же:)

Финальный аккорд

Последним делом - мы определим дефолтный таск, который будет запускать всю нашу сборку.

Gulp.task("default", ["build", "webserver", "watch", "openbrowser"]);

Окончательно ваш gulpfile.js будет выглядеть примерно вот так .
Теперь выполним в консоли

И вуаля:) Заготовка для вашего проекта готова и ждет вас.

Пара слов в заключение

Эта статья задумывалась как способ еще раз освежить в памяти тонкости сборки frontend проектов, и для легкости передачи этого опыта новым разработчикам. Вам не обязательно использовать на своих проектах именно такой вариант сборки. Есть yeoman.io , на котором вы найдете генераторы почти под любые нужды.
Я написал этот сборщик по 2ум причинам.
- Мне нравится использовать rigger в своем html коде
- Почти во всех сборках что я встречал - используется временная папка (обычно.tmp/), для записи промежуточных результатов сборки. Мне не нравится такой подход и я хотел избавится от временных папок.
- И я хотел что бы все это было у меня из коробки:)

Мою рабочую версию сборщика вы можете скачать на моем github .

Надеюсь статья оказалась полезной для вас:)

P.S. обо всех ошибках, недочетах и косяках - пожалуйста пишите в личку

Таск-раннеры и системы сборки сильно ускоряют работу, автоматизируя компиляцию, тестирование и другие рутинные задачи. Как и в любой другой области, на этом рынке существует сильная конкуренция. До 2014 года среди них главенствовал таск-раннер grunt, но позже из состава проекта выделилась небольшая команда, которая решила делать альтернативный инструмент, gulp, ориентированный на сборку проекта.

Чтобы помочь вам определиться с выбором, в рамках статьи рассмотрим основные таск-менеджеры:

  • grunt

а также коснемся других средств и способов сборки.

Забегая немного вперед, скажем, что мы в WaveAccess пользуемся именно gulp. Внедрить инструмент оказалось очень легко: у семейства продуктов JetBrains (IDEA, WebStorm, ReSharper), которые мы используем уже много лет, есть отличные плагины для работы с gulp/grunt и npm/nodejs.

Таск-менеджер vs. система сборки проекта: в чем разница?

Таск-менеджер - инструмент для автоматизации задач. В конфигурации раннеров можно записать имена этих задач; функцию, которая их выполняет; плагины для ускорения стандартных действий, но сами задачи могут быть произвольными. Например:

  • Задачи для деплоя (zip проекта, загрузка проекта на удаленный сервер и тп)
  • Задачи по сборке проекта (минификация, оптимизация, проверка кода на валидность и тп)
  • Задачи для миграции данных и т.д.

Примеры таких инструментов - grunt и gulp.

Система сборки - это инструмент, который решает только одну типовую задачу сборки проекта на java script, в которую входят:

  • конкатенация,
  • проверка кода на валидность,
  • минификация кода, и тд.

К подобным инструментам относятся Webpack, Broccoli, Brunch, Browserify и другие.

Все подобные frontend-задачи можно автоматически выполнять при помощи других средств: к примеру, с помощью npm run, о котором мы также поговорим в статье.

Пример

Рассмотрим gulp-файл для сборки проекта:

Const gulp = require (‘gulp’); const coffee = require (‘gulp-coffee’); const concat = require (‘gulp-concat’); const uglify = require (‘gulp-uglify’); const imagemin = require (‘gulp-imagemin’); const sourcemaps = require (‘gulp-sourcemaps’); const del = require (‘del’); }

Но сборка - это частный случай большой типовой задачи. Для gulp можно написать и другой config - скажем, для деплоя:

Var gulp = require("gulp"); var zip = require("gulp-zip"); var del = require("del"); var install = require("gulp-install"); var runSequence = require("run-sequence"); var awsLambda = require("node-aws-lambda"); gulp.task("clean", function(cb) { del(["./dist", "./dist.zip"], cb); }); gulp.task("copy", function() { return gulp.src("index.js") .pipe(gulp.dest("dist/")); }); gulp.task("node-mods", function() { return gulp.src("./package.json") .pipe(gulp.dest("dist/")) .pipe(install({production: true})); }); // Clean up all aws-sdk directories from node_modules. We don"t // need to upload them since the Lambda instance will already // have it available globally. gulp.task("clean-aws-sdk", function(callback) { del(["dist/node_modules/**/aws-sdk"], callback); }); gulp.task("zip", function() { return gulp.src(["dist/**/*", "!dist/package.json"]) .pipe(zip("dist.zip")) .pipe(gulp.dest("./")); }); gulp.task("upload", function(callback) { awsLambda.deploy("./dist.zip", require("./lambda-config.js"), callback); }); gulp.task("deploy", function(callback) { return runSequence(["clean"], ["copy"], ["node-mods"], ["clean-aws-sdk"], ["zip"], ["upload"], callback); });

A можно описывать новые задачи как комбинации уже существующих:

Gulp.task(‘deploy’, gulp.series (‘clean’, ‘copy’, ‘node-mods’, ‘clean-aws-sdk’, ‘zip’, ‘upload’));

В этом и заключается отличие. Теперь рассмотрим основные инструменты.

gulp vs. grunt

Итак, перед нами два таск-раннера: gulp и grunt. Оба используют node.js и npm, а задачи им ставят, используя javascript.

На первый взгляд они схожи, однако у gulp есть то, что делает его более удобным именно для сборки: умение параллельно обрабатывать задачи и компактный конфиг, лаконичное API. Давайте посмотрим поближе их принцип работы.

Потоковая передача данных

Перед нами грант-файл, который осуществляет сборку и обработку CSS.

Из него видно, что grunt при запуске каждого процесса:

    открывает файл;

    запускает процесс;

    сохраняет изменения;

    закрывает обработанный файл, чтобы предотвратить вмешательство в него следующего процесса;

    записывает файл в итоговую папку.

То есть, цепочка включает в себя создание нескольких временных папок и сохранение промежуточных файлов:

Плагины пишут разные авторы. Чтобы каждый плагин мог работать с файлами, обходя сохранение, файлы нужно представить в виде объектов. В gulp эту задачу выполняет виртуальная файловая система Vynyl-FS. И gulp сразу передает файл следующему процессу без создания временных файлов и без сохранения на диск.

Та же самая конфигурация для gulp уже компактнее:

Его общий механизм работы - потоковая обработка файлов без записи на диск:

Последовательность выполнения задач

Есть и другое отличие: gulp по умолчанию асинхронно выполняет таски. В этом есть и плюсы, и минусы. В том же конфигурационном файле мы даем команду считать файлы из директории dev/*scss и отправить их в SASS.

Потоки отправляют результат в.pipe. Метод.pipe позволяет собирать результат в буфер по частям, а когда он заполнен, сразу отправлять информацию в поток для чтения, еще не закончив получать содержимое директории.

Последовательное выполнение задач делает gulp быстрым и мощным, но изредка возникает необходимость все же выполнить задачи синхронно, как в grunt. Проблему можно решить через обратный вызов, возвращение потока или Promise . Более подробно задача разобрана на Хабре . Есть и альтернативный вариант на самом сайте npm.js

Если вы пользуетесь grunt, но вас привлекает потоковая передача данных -- тот же модуль Vynyl-FS можно использовать для ее реализации в grunt.

Лаконичное API gulp имеет всего 5 методов:

    Task(name, fn). Регистрирует функцию с именем. Можно указать зависимость от других тасков, если нужно их выполнить сначала.

    Run(tasks...). Выполняет задачи.

    Watch(glob, fn). Выполняет функцию, если файл на месте glob меняется.

    Src(glob). В качестве параметра принимает маску файлов и возвращает поток, представляющий эти файлы. Затем поток может быть передан на вход плагинам.

    Dest(folder). Сохраняет файлы в указанную папку.

Особенно хотелось бы отметить наличие.watch() в “родном” API проекта, ведь слежение за постоянными изменениями файлов является важнейшей составляющей сборки. Краткость API дает возможность этому таск-менеджеру сфокусироваться на своей основной задаче – сборке проектов.

Альтернативы gulp и grunt

Несмотря на популярность gulp (больше 130 к скачиваний в день) и grunt (более 86 к скачиваний в день согласно npmjs.com), разработчики видят в этих системах и свои недостатки: к примеру, зависимость от плагинов, неполная документация, неудобный дебаггинг. В качестве альтернативы можно рассмотреть системы сборки проектов (такие как Broccoli и Webpack) или npm-скрипты.

Системы сборки проектов

Рассмотрим несколько альтернативных решений на платформе Node.js. Для сборки проекта они могут заменить gulp и grunt.

Эта система, как и gulp, возникла как конкурент таск-раннеру grunt, однако разработчики изначально задумывали ее именно как помощник для сборки со всеми преимуществами и недостатками. Он без настроек “поймет”, что *.js - это файл со скриптами, *.coffee - это CoffeeScript; его конфиг более компактен. Однако никаких произвольных действий на этапе сборки он совершить не сможет.

Вот конфиг-файл Brunch. Он написан на CoffeeScript (можно также писать на JS):

Exports.config = files: javascripts: joinTo: "javascripts/app.js": /^app/ "javascripts/vendor.js": /^(bower_components|vendor)/ stylesheets: joinTo: "stylesheets/app.css" order: after: ["vendor/styles/helpers.css"] templates: joinTo: "javascripts/app.js"

Здесь хочется обратить внимание на операторы joinTo и order. На уровне конфига Brunch понимает, что придется собирать файлы в нужном порядке. В результате, конфиг занимает 20-30 строк.

Broccoli

Инди-инструмент, который находится на стадии разработки. Его разработчики хотели создать конкуренцию уже gulp.

По сравнению с gulp, инструмент Broccoli использует другие принципы:

    Ускорение сборки. Каждый плагин реализует промежуточное кэширование результатов сборки вместо частичной пересборки только нужных файлов.

    Деревья вместо файлов. Gulp лучше всего трансформирует один файл в один итоговый. Broccolli по умолчанию использует только деревья, а не файлы, и их трансформирует в другие деревья (вырожденные из одной вершины).

В данный момент инструмент активно развивается, появляются новые плагины, но для серьезных проектов его использовать рано: плагинов пока недостаточно.

Webpack - гибкая модульная система сборки. Она обладает непривычным синтаксисом, но сама воспринимает любые синтаксисы модулей.

Понимая, что придется конкурировать с такими гигантами как gulp, создатели решили облегчить нам жизнь при разработке больших проектов. И добавили в утилиту:

    Умение автоматически строить дерево зависимостей и ресурсов.

    Удобные средства для реализации динамической подгрузки.

    Совместимость с практически любыми модулями (AMD, UMD, ES 2015, Common JS, сторонние модули на их основе).

    Совместимость с препроцессорами (SASS, Babel, Coffee Script, Type Script и т.д.).

    Live Reload (технологию асинхронной загрузки, при которой браузер обновляет не страницы целиком, а отдельные приложения).

    Возможность делить код и генерировать множество bundle-файлов, избегая создания одного тяжелого bundle.js.

    Умение оптимизировать код.

Отдельно можно отметить гибкий подход к зависимостям. Модулем может стать JS, CSS и HTML-файл, и даже JPEG с PNG. Можно использовать require(“myJSfile.js”) и require(“myCSSfile.css”), делить и использовать части артефакта повторно.

Подробнее о возможностях, конфигурации инструмента, плагинах можно найти на Github, в презентации с Fronttalks: глубокое погружение в Webpack .

npm скрипты

Задачи по сборке можно решить и при помощи npm-скриптов. Многих отпугивает эта идея: мало возможностей, скрипты недостаточно быстрые в сравнении с gulp или Webpack. Тем не менее, эти недостатки преувеличены.

Возможности npm-скриптов

Npm-скрипты решают довольно много задач. Так, например, можно реализовать скрипты ловушек:

{ "name": "npm-scripts-example", "version": "1.0.0", "description": "npm scripts example", "scripts": { "prebuild": "echo I run before the build script", "build": "cross-env NODE_ENV=production webpack" "postbuild": "echo I run after the build script" } }

Сценарии будут загружаться по порядку согласно префиксам: prebuild, например, стартует перед build, потому что у него есть префикс pre. Соответственно, postbuild будет загружен последним. Команда npm run build запустит их в нужном порядке.

Можно вызывать один скрипт из другого, чтобы декомпозировать сложные задачи. Например, здесь задача prebuild вызывает задачу clean.

{ "name": "npm-scripts-example", "version": "1.0.0", "description": "npm scripts example", "scripts": { "clean": "rimraf ./dist && mkdir dist", "prebuild": "npm run clean", "build": "cross-env NODE_ENV=production webpack" } }

Если задача становится слишком сложной, всегда можно вызвать отдельный файл:

{ "name": "npm-scripts-example", "version": "1.0.0", "description": "npm scripts example", "scripts": { "build": "node build.js" } }

За счет стриминга gulp для задач сборки стал гораздо удобнее, чем grunt. Но его можно реализовать и через npm. В Windows и Unix стриминг делается по умолчанию, без сохранения промежуточных файлов.

К примеру, в Unix можно сделать grep содержимого файла и направить его в новый файл:

Grep ‘My Name’ bigFile.txt > linesThatHaveMyName.txt

Редирект(>)направляет нужные строки в конечный файл. Задача выполняется без сохранения промежуточных файлов.

Но есть и неудобства: нельзя оставлять комментарии в package.json. Выходом может стать создание коротких скриптов с понятными названиями, нацеленных на какую-то одну небольшую задачу. Более подробно вопрос замены таск-раннеров npm-скриптами хорошо освещен в англоязычной статье Why I Left Gulp and Grunt for npm Scripts.

Итог

На рынке существует большая конкуренция инструментов для автоматизации рутинных задач (например, gulp и grunt), а также инструментов для автоматизации сборки проекта (Webpack, Broccoli, Medusa, Browserify и т.д.).

Если смотреть на таск-раннеры, то gulp по сравнению с grunt более прост, понятен и производителен: выигрывает за счет экономии на дисковых операциях. Но у grunt больше плагинов (например, есть плагин для тестирования). Из-за этого у него остается много поклонников.

Если же говорить только о сборке, то у gulp есть все преимущества перед grunt:

    Поточная архитектура для передачи файлов по цепочке, которую обеспечивает модуль Vynyl-FS.

    По умолчанию - асинхронное выполнение задач.

    Лаконичное API всего из 5 функций.

В то же время, для сборки Webpack является не менее интересным инструментом. В нем предусмотрена технология Live Reload, ускоряющая обновление браузера. Это огромный плюс: технология экономит время на нажатие кнопки обновления, которую разработчикам приходится нажимать постоянно. В gulp также есть Live Reload, но Webpack сложно сравнивать с gulp или grunt, так как он “заточен” только под билд и не “умеет” решать произвольные задачи.

Все эти решения прекрасно интегрируются с семейством продуктов от JetBrains, однако мы в WaveAccess предпочли именно grunt за широкие возможности и для верстальщиков, и для frontend-специалистов.

Если у Вас возникли вопросы и вам необходима разработка web-проекта, пишите нам на [email protected]

  • Frontend
  • Grunt
  • Gulp
  • Task runners

В этой статье рассмотрим пример Gulp окружения, которое можно использовать для комфортной фронтенд разработки веб-проекта. Данный пример по умолчанию сконфигурирован для создания сайтов и веб-приложений, в основу которых положен фреймворк Bootstrap 4.

Проект, рассматриваемый в рамках этой статьи расположен на Github по адресу: https://github.com/itchief/gulp-project-bootstrap-4

Видео к этой статье:

Инструкция по установке Gulp окружения

Для создания окружения необходимо иметь следующие установленные программы:

  • "Node.js" (загрузить установщик "Node.js" для своей операционной системы можно c этой страницы ; для проекта требуется версия программы не ниже 10 );
  • "Gulp" (установить Gulp можно посредством выполнения в консоли следующей команды: npm install -g gulp-cli).

Следующий этап – это установка npm пакетов и их зависимостей. Для этого в консоли (должны находиться в корневой директории проекта) необходимо выполнить команду:

Npm install

Данная команда установит все пакеты, которые нужны как для работы самого окружения, так и для фронтенда. Выполняет npm эти действия в соответствии с инструкциями, написанными в файле "package.json".

При использовании первой версии проекта (1.0.0), в которой используется менеджер пакетов Bower, необходимо выполнить ещё команду:

Bower install

Данная программа установит фронтенд пакеты, указанные в файле "bower.json".

Как использовать Gulp окружение?

Открыть командную строку (путь должен указывать на корневую папку проекта) и ввести gulp (обычный режим):

После ввода этой команды запустится задача по умолчанию, т.е. "default". Эта задача в свою очередь запустит серию других задач: "build", "webserver" и "watch".

Задача "build" выполнит сборку проекта для продакшена (т.е. она запустит "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build" и "image:build"). Эти задачи поместят в папку "assets/build" результирующие файлы проекта.

Задача "webserver" предназначена для запуска локального веб-сервера с «живой перезагрузкой» страниц в браузере. С помощью него можно очень просто посмотреть проект и выполнить его тестирование.

Задача "watch" используется для отслеживания изменения исходных файлов в папке "assets/src" и выполнение если это призошло различных задач. Другими словами, она позволяет автоматически запускать необходимые задачи и поддерживать результирующие файлы (содержимое папки "assets/build") в актуальном состоянии.


Кроме этого можно выполнять выборочную (самостоятельную) сборку той или иной части проекта.

Например, для сборки только CSS части сайта достаточно ввести команду:

Gulp css:build

Список других задач:

Gulp clean:build // для очистки каталога "assets/build" gulp html:build // для сборки HTML файлов gulp js:build // для сборки JS файлов gulp fonts:build // для сборки шрифтов gulp image:build // для сборки изображения

Описание Gulp окружения

В этом разделе разберём:

  • основные инструменты и файловую структуру Gulp окружения;
  • как осуществляется подключение исходников Bootstrap к проекту и их настройка;
  • как самостоятельно (с нуля) выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей (без использования готового package.json)
  • как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов (без использования готового "bower.json")*;
  • содержимое файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

* Менеджер пакетов Bower не используется в проекте, начиная с версии 2.0.0.

Список инструментов

Окружение, предназначенное для разработки фронтенд проекта (сайта), построено на базе следующих инструментов:

  • Node.js (среды, в которой будет выполняться окружение);
  • npm (пакетного менеджера, входящего в Node.js; будет использоваться для загрузки Gulp, плагинов и фронтенд пакетов);
  • jQuery, Popover, Bootstrap (пакеты, которые будут использоваться для сборки css и js частей сайта);
  • Gulp и его плагины (будут использоваться для сборки проекта и выполнения других веб задач).

В первых версиях проекта дополнительно ещё использовался пакетный менеджер Bower. Он применялся за загрузки библиотек jQuery, Popover и Bootstrap. В версиях проекта, начиная с 2.0.0, загрузка данных библиотек выполняется посредством npm.

Файловая структура Gulp проекта

Файловую структуру проекта можно организовать по-разному. Это может зависеть как от предпочтений конкретного разработчика, так и от проекта, для которого она создаётся.

В данной статье будем придерживаться следующей структуры:

В корне проекта расположена папка "assets" и файлы "gulpfile.js", "package.json". Файл "gulpfile.js" будет содержать задачи для сборщика проекта Gulp.

В первой версии проекта также использовались файлы ".bowerrc" и "bower.json". Файл "bower.json" - это конфигурационный файл менеджера Bower, на основании которого определялись необходимые для загрузки фронтенд пакеты. В данном проекте он использовался для загрузки Bootstrap, jQuery и Popper.

В папке "assets" находятся две папки: "src" (для исходных файлов) и "build" (для готовых файлов; в эту папку их будет помещать сборщик Gulp). В папке "src" расположены каталоги "fonts" (для шрифтов), "img" (для исходных изображений), "js" (для js-файлов), "style" (для стилей) и "template" (для HTML фрагментов) и файл "index.html".

В первой версии проекта в папке "src" ещё находилась директория "bower_components". Она предназначалась для компонентов, загрузка которых выполнялась с помощью Bower. В текущей версии её нет.

В каталоге "js" распологаются два файла: "main.js" и "my.js". Файл "my.js" используется для написания своих скриптов, а "main.js" – для определения списка файлов, содержимое которых необходимо будет включить в итоговый js-файл. Под итоговым понимается файл, который должен получиться на выходе (в каталоге "build").

Директория "style" отведена под стили. В данной директории находятся три файла: "main.scss" (содержит список файлов, содержимое которых необходимо включить в итоговый файл стилей), "my.scss" (используется для написания своих стилей) и "variables.scss" (содержит SCSS переменные, с помощью которых будем изменять стили Bootstrap 4, а также использовать его для создания своих переменных).

Файл "index.html" - это главная страница создаваемого проекта. Кроме "index.html" в данную директорию можно поместить и другие html страницы.

Директория "template" предназначена для помещения в неё фрагментов HTML страниц. Например, в данной директории можно создать файлы "head.html" и "footer.html", и импортировать их содержимое (используя синтаксис //= путь_к_файлу) сразу в несколько страниц. Это позволит более просто создавать и редактировать html страницы, т.к. отдельные части страниц уже будут находиться в отдельных файлах.

Подключение исходников Bootstrap 4 к проекту и их настройка

Существуют разные способы подключения фреймворка Bootstrap 4 к проекту, а также варианты работы с ним.

Наиболее гибкий вариант заключается в использовании исходных кодов. В этом случае можно не только очень просто изменять дефолтные стили Bootstrap , но и подключать к проекту только те классы и компоненты, которые в нём будут использоваться .

Исходные коды CSS стилей Bootstrap 4 написаны на языке SCSS и представлены посредством большого количества небольших файлов.

Список SCSS файлов (расположены в каталоге "node_modules/bootstrap/scss/"): "functions.scss", "variables.scss", "mixins.scss", "variables.scss", "print.scss", "reboot.scss", "type.scss", "images.scss", "code.scss", "grid.scss", "tables.scss", "forms.scss", "buttons.scss", "transitions.scss", "dropdown.scss" и др.

Каждой такой файл выполняет либо определённую служебную задачу, либо отвечает за стилизацию какой-то определённой функции фреймворка или компонента. Файлы SCSS имеют краткие и понятные имена. Используя только их можно достаточно точно понять назначение каждого из них.

Настройка или изменение дефолтных стилей Bootstrap 4 осуществляется посредством переопределения значений переменных SCSS . Все SCSS переменные для удобства собраны в одном месте (в файле "variables.scss"). Но, переопределять их значения желательно, конечно же, не в этом файле, а в своём (например, имеющим такое же имя "variables.scss", но находящемся в "assets/style/variables.scss").

Например, изменение цвета тем success и danger , осуществляется посредством изменения значений переменных $green и $red:

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 $red: #cc2eaa; $green: #2ecc71;

Обратите внимание , что после копирования переменных Bootstrap 4 в свой файл CSS ("assets/style/variables.scss"), у них необходимо убрать метку!default .

Метка!default предназначена для установления SCSS переменной значения по умолчанию. Если же у SCSS переменной уже есть значение, то новое значение, если оно указано с ключом!default , установлено не будет.

Указать какие исходные SCSS файлы Bootstrap 4 должны участвовать при компиляции в CSS, а какие нет, выполняется посредством SCSS файла "assets/style/main.scss". Другими словами именно содержимое этого файла и будем определять тот набор стилей, который после компиляции будет подключен к веб-странице.

Кроме этого, к этому файлу также подключёны файлы "assets/style/variables.scss" (для переопределения переменных Bootstrap) и "assets/style/my.scss" (для создания своих стилей).

Содержимое файла "main.scss" (пример):

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 и определение своих @import "variables"; // Подключение нужных SCSS исходников Bootstrap 4 @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_functions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_variables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_mixins"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_root"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_reboot"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_type"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_images"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_code"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_grid"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_buttons"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_transitions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_dropdown"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_button-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_input-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_custom-forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_nav"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_navbar"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_card"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_breadcrumb"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_pagination"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_badge"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_jumbotron"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_alert"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_progress"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_media"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_list-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_close"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_toasts"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_modal"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tooltip"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_popover"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_carousel"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_spinners"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_utilities"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_print"; // Подключение своих SCSS файлов @import "my";

Кроме этого, для работы некоторых компонентов Bootstrap 4 нужен ещё JavaScript код.

Список js-файлов Bootstrap 4 (находятся в каталоге "node_modules/bootstrap/js/dist/"): "util.js", "alert.js", "button.js", "carousel.js", "collapse.js", "dropdown.js", "modal.js", "tooltip.js", "popover.js", "scrollspy.js", "tab.js" и "toast.js".

Определение какие js-файлы фреймворка Bootstrap 4 необходимо включить в итоговый js-файл проекта, а какие нет, выполняется посредством "main.js".

Импортирование нужных файлов в результирующий build/main.js осуществляется посредством следующей конструкции:

//= путь_к_файлу

Выполняет это действие будет Gulp плагин "gulp-rigger". Как его установить и подключить будет описано ниже.

В данный файл можно также импортировать jQuery, Popper (необходим для работы компонентов Dropdown, Tooltip и Popover) и при необходимости свои js-файлы.

Содержимое файла "main.js" (пример):

// Импортируем jQuery //= ../../../node_modules/jquery/dist/jquery.js // Импортируем Popper //= ../../../node_modules/popper.js/dist/umd/popper.js // Импортируем необходимые js-файлы Bootstrap 4 //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/util.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/alert.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/button.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/carousel.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/collapse.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/dropdown.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/modal.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tooltip.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/popover.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/scrollspy.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tab.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/toast.js // Импортируем другие js-файлы //= my.js

Как с нуля выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей?

Начинается разработка проекта обычно с создания файла "package.json" (манифеста).

Файл "package.json" будет содержать общую информацию о проекте (название, версию, описание, имя автора и др.), а также данные о пакетах, от которых этот проект зависит.

Для создания манифеста, необходимо перейти в корневую папку проекта и ввести команду:

Npm init

После ввода команды необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – "bootstrap-4";
  • номер версии (version) – "2.0.0";
  • описание (description) – "Start project with use Bootstrap 4";
  • автор (author) – "сайт";
  • git репозиторий (git repository) - "";
  • точка входа (entry point), тестовая команда (test command), лицензия (license), ключевые слова (keywords) – значения по умолчанию.

На вопрос «Is this ok?» ответим "yes" или нажмём Enter .

В результате в корневой папке проекта появится файл "package.json".

Теперь установим пакеты, которые будем использовать в проекте с помощью следующей команды:

Npm install название_пакета --save-dev // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "devDependencies" файла "package.json" npm install название_пакета --save-prod // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "dependencies" файла "package.json"

Ключ "--save-dev" или "--save-prod" определяет в какую секцию файла "package.json" попадёт информация о нём.

Список пакетов, которые будут использоваться в проекте:

Npm install gulp --save-dev // установка gulp npm install browser-sync --save-dev // установка browser-sync npm install gulp-autoprefixer --save-dev // установка gulp-autoprefixer npm install gulp-cache --save-dev // установка gulp-cache npm install gulp-clean-css --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-rimraf --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-imagemin --save-dev // установка gulp-imagemin npm install gulp-plumber --save-dev // установка gulp-plumber npm install gulp-rigger --save-dev // установка gulp-rigger npm install gulp-sass --save-dev // установка gulp-sass npm install gulp-sourcemaps --save-dev // установка gulp-sourcemaps npm install gulp-uglify --save-dev // установка gulp-uglify npm install imagemin-jpeg-recompress --save-dev // установка imagemin-jpeg-recompress npm install imagemin-pngquant --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install gulp-rename --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install jquery --save-prod npm install popper.js --save-prod npm install bootstrap --save-prod

После установки всех зависимостей, файл package.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "version": "2.0..com/itchief/gulp-project-bootstrap-4.git" }, "dependencies": { "jquery": "^3.4.1", "popper.js": "^1.14.7", "bootstrap": "^4.3.1" }, "devDependencies": { "browser-sync": "^2.26.7", "gulp": "^4.0.2", "gulp-autoprefixer": "^6.1.0", "gulp-cache": "^1.1.2", "gulp-clean-css": "^4.2.0", "gulp-rimraf": "^0.2.2", "gulp-imagemin": "^6.0.0", "gulp-plumber": "^1.2.1", "gulp-rigger": "^0.5.8", "gulp-sass": "^4.0.2", "gulp-sourcemaps": "^2.6.5", "gulp-uglify": "^3.0.2", "imagemin-jpeg-recompress": "^6.0.0", "imagemin-pngquant": "^8.0.0", "gulp-rename": "^1.4.0" } }

Как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов?

Определим папку, в которую Bower будет загружать пакеты. Для этого создадим файл.bowerrc и введём в него следующее:

{ "directory" : "assets/src/bower_components/" }

Сохраним файл.bowerrc . Теперь все компоненты будут загружаться в каталог bower_components , находящийся в assets/src/ .

Выполним инициализацию Bower (создадим файл-манифест bower.json). Создание файла bower.json можно осуществить с помощью команды (в корневой папке проекта):

Bower init Инициализация Bower

После этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – bootstrap-4;
  • описание (description) – Start project on Bootstrap 4 - сайт;
  • автор (author) – сайт;
  • установить установленные компоненты как зависимости (set currently installed components as dependencies) – Y (Да);
  • хотите вы отметить этот пакет как приватный, это предотвратит его случайную публикацию в реестре Bower (would you like to mark this package as private which prevents it from being accidentally published to the registry) – Y (Да);
  • на остальные вопросы оставим ответы, предлагаемые программой по умолчанию;

В результате этих действий будет создан файл bower.json .

Загрузим Bootstrap 4 и пакеты от которых он зависит (Popper и jQuery) в наш проект с помощью Bower.

Для этого в консоли необходимо ввести следующую команду:

Bower install bootstrap#v4.0.0-beta --save

Ключ -save необходим для того, чтобы информацию о пакете записать в секцию dependencies файла bower.json .

В результате bower.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "description": "Start project on Bootstrap 4 - сайт", "authors": [ "сайт" ], "license": "ISC", "keywords": , "homepage": "", "ignore": [ "**/.*", "node_modules", "bower_components", "assets/src/bower_components/", "test", "tests" ], "dependencies": { "jquery": "^3.2.1", "bootstrap": "^v4.0.0-beta" } }

Если вы не хотите инициализировать Bower (bower.json) с помощью команды bower init и устанавливать пакеты вручную, то можете просто создать файл bower.json (например, с помощью файлового менеджера) и вставить в него вышепредставленное текстовое содержимое. Для установки зависимостей в проект достаточно будет ввести следующую команду:

Bower install

Описание файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

Все действия, выполненные до этого, были подготовительными. Весь функционал, который будет выполнять создаваемое окружение, будет определяться файлом "gulpfile.js".

Файл "gulpfile.js" представляет собой список задач.

Основные задачи которые будут выполнять этот файл:

  • сбор нескольких файлов стилей в один, компиляция полученного SCSS в CSS, добавление автопрефиксов, минимизация CSS и создание source map;
  • импорт всех необходимых js-файлов в один, минимизация этого файла и создание source map;
  • сбор html файла, перенос шрифтов, обработка (сжатие) картинок и автоматическое обновление страниц посредством Browser Sync.

Кроме этого чтобы эти задачи не запускать при изменении исходных файлов вручную, создадим ещё одну задачу "watch". Она будет отслеживать изменения файлов, и запускать определённые задачи автоматически.

Код файла "gulpfile.js" (при использовании Gulp 4):

"use strict"; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer()) // добавим префиксы.pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", gulp.series("clean:build", gulp.parallel("html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build"))); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, gulp.series("html:build")); gulp.watch(path.watch.css, gulp.series("css:build")); gulp.watch(path.watch.js, gulp.series("js:build")); gulp.watch(path.watch.img, gulp.series("image:build")); gulp.watch(path.watch.fonts, gulp.series("fonts:build")); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", gulp.series("build", gulp.parallel("webserver","watch")));

Код файла "gulpfile.js" содержит комментарии. С помощью них поясняется что выполняет тот или иной фрагмент инструкций.

Создание задачи в Gulp выполняется очень просто:

// создание gulp задачи (nametask – название задачи) gulp.task("nametask", function() { // действия, которые должна выполнить задача... });

Задачи в gulp построены очень просто. Их каркас действий в большинстве случаев можно представить так:

  • получить данные из исходных файлов;
  • обработать исходные данные посредством gulp плагинов;
  • сохранить полученный результат (файлы) в каталог "build".

Если используете Gulp 3, то содержимое файла "gulpfile.js" должно быть следующим:

"use strict"; /* параметры для gulp-autoprefixer */ var autoprefixerList = [ "Chrome >= 45", "Firefox ESR", "Edge >= 12", "Explorer >= 10", "iOS >= 9", "Safari >= 9", "Android >= 4.4", "Opera >= 30" ]; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer({ // добавим префиксы browsers: autoprefixerList })) .pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", [ "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build" ]); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, ["html:build"]); gulp.watch(path.watch.css, ["css:build"]); gulp.watch(path.watch.js, ["js:build"]); gulp.watch(path.watch.img, ["image:build"]); gulp.watch(path.watch.fonts, ["fonts:build"]); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", [ "build", "webserver", "watch" ]);

Джентльменский набор Front-end разработчика

Ни для кого не секрет, что современный front-end разработчик обязан иметь в своем вооружении один из инструментов сборки проектов такие как Gulp или Grunt . До какого-то времени Grunt занимал монополию в этом вопросе, но отделившаяся от Grunt группа разработчиков решила создать свой легковесный и быстрый таск-менеджер Gulp.

В этой статье мы с нуля подготовим стартовый пакет для использования его в будущих проектах.

Какие мы используем технологии

  • Программная платформа: Node.js
  • CSS пре-процессор: Stylus
  • Таск-менеджер: Gulp

Зачем фронтендеру таск-менеджер

До недавнего времени я сам задавался вопросом, зачем мне нужно тратить время на настройку конфига таск-менеджера, если я и так неплохо справляюсь с версткой макетов, пока не начал использовать CSS пре-процессоры.

CSS пре-процессоры - реально удобны и ускоряют написание стилей, но компилирование кода написанного на пре-процессоре в обычный CSS, не совсем тривиальная задача которая решается одной кнопкой. Тут то нам на помощь и приходит таск-менеджер. Преобразование кода происходит не то чтобы нажатием кнопки, все происходит в режиме онлайн без вашего участия (конечно если правильно все настроить).

Само собой задачи таск-менеджера выходят далеко за пределы процессов связанных с преобразованием кода пре-процессора в чистый CSS. Сборщик проектов так же занимается минификацией, конкатенацией, проверкой кода на ошибки, сборкой изображение в спрайты, оптимизацией изображений под веб и т.д. Вы просто создаете в своем проекте множество логически-разделенных файлов, которые потом удобно собираются в один каталог уже обработанные и готовые для работе в браузере. Но об этом чуть позже, а сейчас начнем с подготовки.

Установка Node.js

Если вы знаете как установить node.js на свою систему и пользуетесь ей, можете смело переходить к следующему заголовку.

Хотелось бы сразу предупредить, что все описанные действия актуальны для Mac OS X , но в целом применимы и для других Unix систем. Разработка через таск-менеджер и командную строку в Windows несколько более затруднительная и тут она описана не будет. Однако, если вы все же пользуетесь Windows и не готовы от него отказываться, то могу предложить вариант использования виртуальной машины с установленной Ubuntu , я использую этот вариант на своей домашней системе, что в целом довольно удобно.

Итак первым делом нам предстоит скачать и установить пакет node.js в свою систему для работы с нодой через консоль. Переходим на официальный сайт node.js и скачиваем свежую stable версию для вашей системы. После установки в вашей командной строке должна быть доступна команда node . Чтобы проверить что ваша node работает, введем в командной строке команду

в ответ должна появиться версия установленной node.js. Если все хорошо, идем дальше.

Структура директорий проекта

В наших проектах мы будем использовать унифицированный вариант структуры:

Develop - корневой каталог разработки └─start - каталог проекта ├─build - билд собраный таск-менеджером ├─resource - все файлы исходники для разработки (.psd и пр.) ├─src - каталог разработки │├─css - каталог разработки стилей ││├─images - все статичные изображения ││├─sprites - изображение собираемые в спрайт ││├─partial - пользовательские файлы стилей │││├─mixins.styl - пользовательские миксины │││└─styles.styl - пользовательские стили ││├─vendor - прочие внешние файлы стилей ││└─styles.styl - основной файл стилей │├─fonts - каталог шрифтов │├─img - каталог динамических изображений │├─js - каталог разработки JavaScript ││├─_*.js - побочные файлы js ││├─_main.js - основной пользовательский js ││└─main.js - основной файл js │├─.htaccess - конфиг для сервера │├─*.html - файлы разметки страницы │├─pages.html - файл со ссылками на все страницы шаблона │├─index.html - индексовый файл разметки страницы │└─include - каталог подключаемых файлов разметки │ └─*.html - подключаемые файлы разметки (header.html и пр.) ├─package.json - конфиг пакетного менеджера npm ├─gulpfile.js - конфиг Gulp ├─stylus.template.mustache - маска для чтения спрайтов ├─TODO - todo лист └─.gitignore - конфиг для Git

Установка

В консоли с помощью команды cd перейдем в корневой каталог разработки, создадим каталог нашего проекта mkdir start и перейдем в него.

Установим нашу структуру для проекта через консоль:

mkdir build resource src src/css src/css/images src/css/sprites src/css/partial src/css/vendor src/js src/template src/template/include src/img src/fonts

Создадим начальные файлы в структуре проекта:

touch gulpfile.js stylus.template.mustache .gitignore src/.htaccess src/TODO src/css/styles.styl src/css/partial/styles.styl src/css/partial/mixins.styl src/js/main.js src/js/_main.js src/template/pages.html src/template/index.html src/template/include/header.html src/template/include/footer.html

Создадим package.json

все всплывающие вопросы можно прощелкать через Enter, node установит им значения по-умолчанию, либо заполнить предлагаемые поля.

.gitignore

Говорим гиту какие каталоги игнорировать и не заливать в репозиторий:

/node_modules/ /build/ /resource/

Каталог node_modules появится позже после установки плагинов и будет содержать в себе все node-плагины проекта.

src/.htaccess

Устанавливаем для сервера дополнительное gzip сжатие и кэширование:

AddOutputFilterByType DEFLATE text/html text/plain text/xml text/css text/javascript application/javascript # Serve gzip compressed CSS files if they exist # and the client accepts gzip. RewriteCond "%{HTTP:Accept-encoding}" "gzip" RewriteCond "%{REQUEST_FILENAME}\.gz" -s RewriteRule "^(.*)\.css" "$1\.css\.gz" # Serve gzip compressed JS files if they exist # and the client accepts gzip. RewriteCond "%{HTTP:Accept-encoding}" "gzip" RewriteCond "%{REQUEST_FILENAME}\.gz" -s RewriteRule "^(.*)\.js" "$1\.js\.gz" # Serve correct content types, and prevent mod_deflate double gzip. RewriteRule "\.css\.gz$" "-" RewriteRule "\.js\.gz$" "-" # Serve correct encoding type. Header append Content-Encoding gzip # Force proxies to cache gzipped & # non-gzipped css/js files separately. Header append Vary Accept-Encoding ExpiresActive on ExpiresByType application/javascript "access plus 1 months" ExpiresByType image/jpg "access plus 1 month" ExpiresByType image/jpeg "access plus 1 month" ExpiresByType image/gif "access plus 1 month" ExpiresByType image/png "access plus 1 month" ExpiresByType text/css "access plus 1 months"

src/css/styles.styl

Подключим пользовательские файлы стилей в основной файл стилей:

@import "partial/styles"

Обратите внимание, что для подключение.styl файлов, расширение не указывается, согласно семантике кода пре-процессора Stylus. Для подключения стилей в другом расширении, например.css, указание последнего обязательно.

TODO

Эта страница содержит в себе todo лист разработки. Более подробно о работе с данным файлом вы можете почитать на странице плагина PlainTasks для Sublime Text.

На этом установка структуры завершена.

Установка плагинов через пакетный менеджер npm

Node.js по-умолчанию включает в себя пакетный менеджер npm , в репозиториях которого собрано множество плагинов, с которыми нам и предстоит работать.

Установка плагина Gulp

Для начала нужно установить Gulp глобально (с ключем -g) на нашу систему

npm install gulp -g

Делать это нужно один раз , в дальнейшем глобальная установка не требуется.

Теперь нужно установить Gulp локально в каталог проекта

npm install gulp --save-dev

Ключ --save-dev говорит о том, что информация о плагине (имя в репозитории и его версия) будет добавлена в конфиг package.json и запомнит его для данного проекта. Поскольку мы не храним в гите тяжеловесную папку с плагинами node_modules , сохраненная в конфиге информация об установленных плагинах позволит всего одной командой npm i развернуть в проекте все нужные плагины.

Для каждой команды существуют сокращения, поэтому команду выше мы можем записать в более коротком формате

В дальнейшем мы так же будем пользоваться сокращенным форматом команд.

Плагин Stylus для Gulp

В наших проектах мы пользуемся пре-процессором Stylus который отлично работает и компилируется на ноде.

Устанавливаем:

npm i gulp-stylus -D

Плагины обработки CSS

Автопрефиксер - автоматически подставляет префиксы -ms- -o- -moz- -webkit- в нужные свойства:

npm i gulp-autoprefixer -D

Минификация CSS - плагин минифицирует выходной CSS файл избавляя его от лишних пробелов и табуляций:

npm i gulp-minify-css -D

Плагины обработки изображений

Объединение картинок в спрайты - вам больше не нужно тратить часы драгоценного времени на объединение всех изображений в спрайты, а потом высчитывать их координаты, все это за вас автоматически сделает этот плагин:

npm i gulp.spritesmith -D

Добавим в ранее созданный файл stylus.template.mustache маску вычисления позиций в спрайтах:

{{#items}} ${{name}} = {{px.x}} {{px.y}} {{px.offset_x}} {{px.offset_y}} {{px.width}} {{px.height}} {{px.total_width}} {{px.total_height}} "{{{escaped_image}}}"; {{/items}}

Добавим специальные миксины в mixins.styl:

SpriteWidth($sprite) width $sprite spriteHeight($sprite) height $sprite spritePosition($sprite) background-position $sprite $sprite spriteImage($sprite) background-image url($sprite) sprite($sprite) if !match("hover", selector()) && !match("active", selector()) spriteImage($sprite) spritePosition($sprite) spriteWidth($sprite) spriteHeight($sprite)

Подключим миксины и генерируемый файл с координатами в основной файл стилей src/css/styles.styl:

@import "partial/sprite" @import "partial/mixins"

Обратите внимание что файлы спрайтов должны подключаться до пользовательских стилей @import "partial/styles"

Оптимизация изображений под веб - плагин автоматически вырежет всю лишнюю информацию из ваших изображений и ужмет их до оптимального размера, что позволит в некоторых случаях добиться сокращения объема изображений до 90%:

npm i gulp-imagemin -D

Плагины обработки JavaScript

Минификация JS - плагин максимально минифицирует ваш JS код сокращая время его загрузки:

npm i gulp-uglify -D

Отслеживание ошибок JS - плагин досканально проверит ваш JS код на выявление всех несоответствий и выведет их в консоль:

npm i jshint gulp-jshint -D

Плагины обработки HTML

Подключаемые файлы - плагин позволяет хранить статичные части сайта, такие как header , footer , aside и т.д., в отдельных файлах и подключать их в любой части другого файла. Больше нет надобности, в случае мелких изменений в шапке, менять десятки, а то и сотни html страниц шаблона:

npm i gulp-rigger -D

Плагин так же совместим с JS.

Подключим пользовательский JS в основной файл JS src/js/main.js констуркцией:

//= _main.js

Подключим в index.html файлы header.html и footer.html

//= include/header.html //= include/footer.html

Прочие плагины

LiveReload - плагин избавляет вас от надобности каждый раз перезагружать страницу в браузере чтобы увидеть изменения, теперь это происходит автоматически при сохранении измененного файла:

npm i gulp-connect -D

Предохраняем Gulp от вылета - иногда случается так, что Gulp может вылететь из режима наблюдения в случае возникновения критических ошибок (в основном из-за JS). Данный плагин, по возможности, старается оставить процессы Gulp работоспособными:

npm i gulp-plumber -D

Переименование файлов - самая обычная работа с именами файлов. Плагин позволяет полностью переименовывать файлы, изменять расширение, добавлять префиксы и постфиксы, например чтобы привести файл вида style.styl в style.min.css:

npm i gulp-rename -D

Клинер - иногда возникает потребность в полном очищении каталога build , тут нам на помощь приходит плагин:

Sourcemap - для того чтобы после минификации ваши файлы оставались читаемы через отладку браузером, нужно добавлять sourcemap в минифицируемые файлы:

npm i gulp-sourcemaps -D

Расширенные возможности watch - плагин делает watch умным, теперь он не перезаписывает все файлы в билд при изменении всего одного файла, перезаписывается конкретный измененный файл, что экономит время и ресурсы:

npm i gulp-watch -D

Проверим package.json

После всех установленных плагинов, проверим наш package.json . Он должен иметь примерно следующий вид:

{ "name": "start", "version": "1.0.0", "description": "Start pack for Front-end develop", "author": "Ivan Ivanov", "license": "MIT", "dependencies": {}, "devDependencies": { "gulp": "latest", "gulp-autoprefixer": "latest", "gulp-connect": "latest", "gulp-imagemin": "latest", "jshint": "latest", "jshint-stylish": "latest", "gulp-jshint": "latest", "gulp-minify-css": "latest", "gulp-plumber": "latest", "gulp-rename": "latest", "gulp-rigger": "latest", "gulp-sourcemaps": "latest", "gulp-stylus": "latest", "gulp-uglify": "latest", "gulp-watch": "latest", "gulp.spritesmith": "latest", "rimraf": "latest" } }

Вместо latest в вашем случае будут прописаны конкретные версии установленных плагинов. Т.к. мы формируем наш стартовый пакет, который будет использоваться в множестве проектов, рекомендуется также заменить значения версий на latest , чтобы всегда устанавливать актуальные версии плагинов в проект.

В папке проекта также должен появиться каталог node_modules в котором хранятся все файлы плагинов ноды. Все нужные плагины установлены, можно переходить к настройки конфига Gulp.

Настройка gulpfile.js

gulpfile.js - это основной файл конфигурации нашего таск-менеджера, именно в нем мы будем хранить все настройки и команды.

Вся работа Gulp сводится к task (англ. задача). Задача - это отдельная самостоятельная функция с именем. Каждая задача может быть вызвана отдельно.

Режим совмстимости с современными стандартами

Во первых в начало файла подключим режим совместимости только по современным стандартам:

"use strict";

Подробнее про эту директиву можно .

Инициализируем плагин

Плагины инициализируются следующей конструкцией:

var initPlugin = require("plugin-name");

В соответствии с этой конструкцией инициализируем все наши плагины:

Var gulp = require("gulp"), //основной плагин gulp stylus = require("gulp-stylus"), //препроцессор stylus prefixer = require("gulp-autoprefixer"), //расставление автопрефиксов cssmin = require("gulp-minify-css"), //минификация css uglify = require("gulp-uglify"), //минификация js jshint = require("gulp-jshint"), //отслеживание ошибкок в js rigger = require("gulp-rigger"), //работа с инклюдами в html и js imagemin = require("gulp-imagemin"), //минимизация изображений spritesmith = require("gulp.spritesmith"), //объединение картинок в спрайты rimraf = require("rimraf"), //очистка sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), //sourcemaps rename = require("gulp-rename"), //переименвоание файлов plumber = require("gulp-plumber"), //предохранитель для остановки гальпа watch = require("gulp-watch"), //расширение возможностей watch connect = require("gulp-connect"); //livereload

Константы путей

Для удобства сразу определим все пути и маски:

Var path = { build: { //Тут мы укажем куда складывать готовые после сборки файлы html: "build/", js: "build/js/", css: "build/css/", img: "build/css/images/", fonts: "build/fonts/", htaccess: "build/", contentImg: "build/img/", sprites: "src/css/images/", spritesCss: "src/css/partial/" }, src: { //Пути откуда брать исходники html: "src/template/*.html", //Синтаксис src/template/*.html говорит gulp что мы хотим взять все файлы с расширением.html js: "src/js/[^_]*.js",//В стилях и скриптах нам понадобятся только main файлы jshint: "src/js/*.js", css: "src/css/styles.styl", cssVendor: "src/css/vendor/*.*", //Если мы хотим файлы библиотек отдельно хранить то раскоментить строчку img: "src/css/images/**/*.*", //Синтаксис img/**/*.* означает - взять все файлы всех расширений из папки и из вложенных каталогов fonts: "src/fonts/**/*.*", contentImg: "src/img/**/*.*", sprites: "src/css/sprites/*.png", htaccess: "src/.htaccess" }, watch: { //Тут мы укажем, за изменением каких файлов мы хотим наблюдать html: "src/template/**/*.html", js: "src/js/**/*.js", css: "src/css/**/*.*", img: "src/css/images/**/*.*", contentImg: "src/img/**/*.*", fonts: "src/fonts/**/*.*", htaccess: "src/.htaccess", sprites: "src/css/sprites/*.png" }, clean: "./build", //директории которые могут очищаться outputDir: "./build" //исходная корневая директория для запуска минисервера };

Обратите внимание, что мы можем использовать маски имен:

  • *.js - все файлы с расширением js
  • [^_]*.js - все файлы с расширением js, исключая те что начинаются с нижнего подчеркивания
  • *.* - любые файлы с любым расширением в пределах текущей дитректории
  • /**/*.html - все файлы с расширением.html в пределах текущей директории и всех дочерних директорий

Task (задачи)

Теперь, когда все константы прописаны, можно приступить к написанию тасков. Все задачи имеют следующую конструкцию:

Gulp.task("taskName", function(){ //some functions });

Мини-сервер и LiveReload

Первым делом мы настроим работу локального сервера и LiveReload:

// Локальный сервер для разработки gulp.task("connect", function(){ connect.server({ //настриваем конфиги сервера root: , //корневая директория запуска сервера port: 9999, //какой порт будем использовать livereload: true //инициализируем работу LiveReload }); });

Скорее всего вам часто придется работать одновременно сразу в нескольких проектов. Сервер позволяет одновременно запускать множество серверов, достаточно для разных проектов прописать свой порт.

Билд HTML

// таск для билдинга html gulp.task("html:build", function () { gulp.src(path.src.html) //Выберем файлы по нужному пути.pipe(rigger()) //Прогоним через rigger .pipe(gulp.dest(path.build.html)) //выгрузим их в папку build .pipe(connect.reload()) //И перезагрузим наш сервер для обновлений });

Билд JS

// проверка js на ошибки и вывод их в консоль gulp.task("jshint:build", function() { return gulp.src(path.src.jshint) //выберем файлы по нужному пути.pipe(jshint()) //прогоним через jshint .pipe(jshint.reporter("jshint-stylish")); //стилизуем вывод ошибок в консоль }); // билдинг яваскрипта gulp.task("js:build", function () { gulp.src(path.src.js) //Найдем наш main файл.pipe(rigger()) //Прогоним через rigger .pipe(sourcemaps.init()) //Инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) //Сожмем наш js .pipe(sourcemaps.write()) //Пропишем карты.pipe(rename({suffix: ".min"})) //добавим суффикс.min к выходному файлу.pipe(gulp.dest(path.build.js)) //выгрузим готовый файл в build .pipe(connect.reload()) //И перезагрузим сервер });

Билд спрайтов

Все изображения для объединения в спрайты складываются в директорию src/css/sprites/ и после прогона через Gulp становятся единым спрайтовым изображением. В спрайты не стоит складывать логотипы и бэкграунды без четких размеров.

// билдим спрайты gulp.task("sprites:build", function () { var spriteData = gulp.src(path.src.sprites) //выберем откуда брать изображения для объединения в спрайт.pipe(spritesmith({ imgName: "sprite.png", //имя спрайтового изображения cssName: "sprite.styl", //имя стиля где храним позиции изображений в спрайте imgPath: "images/sprite.png", //путь где лежит спрайт cssFormat: "stylus", //формат в котором обрабатываем позиции cssTemplate: "stylus.template.mustache", //файл маски cssVarMap: function(sprite) { sprite.name = "s-" + sprite.name //имя каждого спрайта будет состоять из имени файла и конструкции "s-" в начале имени } })); spriteData.img.pipe(gulp.dest(path.build.sprites)); // путь, куда сохраняем картинку spriteData.css.pipe(gulp.dest(path.build.spritesCss)); // путь, куда сохраняем стили });

Для вывода спрайта достаточно воспользоваться миксином. Например, для файла lorem.png выборка из спрайта будет выглядеть следующим образом:

Lorem sprite($s-lorem)

Теперь объект с классом.lorem примет размеры изображения и само изображение в качестве фона.

Билд статичных изображений

Статичные изображения - это изображения используемые в шаблоне верстки.

// билдим статичные изображения gulp.task("image:build", function () { gulp.src(path.src.img) //Выберем наши картинки.pipe(imagemin({ //Сожмем их progressive: true, //сжатие.jpg svgoPlugins: [{removeViewBox: false}], //сжатие.svg interlaced: true, //сжатие.gif optimizationLevel: 3 //степень сжатия от 0 до 7 })) .pipe(gulp.dest(path.build.img)) //выгрузим в build .pipe(connect.reload()) //перезагрузим сервер });

Билд динамичных изображений

Динамичные изображения - это контентные изображения, которые будут меняться на сайте и на уровне шаблона подключаются лишь для демонстрации. Например, это могут быть изображения для новостей и пр.

// билдим динамичные изображения gulp.task("imagescontent:build", function() { gulp.src(path.src.contentImg) .pipe(imagemin({ //Сожмем их progressive: true, //сжатие.jpg svgoPlugins: [{removeViewBox: false}], //сжатие.svg interlaced: true, //сжатие.gif optimizationLevel: 3 //степень сжатия от 0 до 7 })) .pipe(gulp.dest(path.build.contentImg)) //выгрузим в build .pipe(connect.reload()) //перезагрузим сервер });

Билдим CSS

// билдинг пользовательского css gulp.task("cssOwn:build", function () { gulp.src(path.src.css) //Выберем наш основной файл стилей.pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем soucemap .pipe(stylus({ compress: true, "include css": true })) //Скомпилируем stylus .pipe(prefixer({ browser: ["last 3 version", "> 1%", "ie 8", "ie 7"] })) //Добавим вендорные префиксы.pipe(cssmin()) //Сожмем.pipe(sourcemaps.write()) //пропишем sourcemap .pipe(rename({suffix: ".min"})) //добавим суффикс.min к имени выходного файла.pipe(gulp.dest(path.build.css)) //вызгрузим в build .pipe(connect.reload()) //перезагрузим сервер });

Отдельный таск для внешних стилей:

// билдинг вендорного css gulp.task("cssVendor:build", function () { gulp.src(path.src.cssVendor) // Берем папку vendor .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем soucemap .pipe(cssmin()) //Сожмем.pipe(sourcemaps.write()) //пропишем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) //выгрузим в build .pipe(connect.reload()) //перезагрузим сервер });

Также добавим таск для билда общего CSS:

// билдим css целиком gulp.task("css:build", [ "cssOwn:build", // "cssVendor:build" ]);

В случае если требуется обработать внешние стили отдельно от домашних и выгрузить их отдельными файлами нужно раскомментировать строчку "cssVendor:build"

Билд шрифтов

// билдим шрифты gulp.task("fonts:build", function() { gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)) //выгружаем в build });

Билд.htaccess

// билдим htaccess gulp.task("htaccess:build", function() { gulp.src(path.src.htaccess) .pipe(gulp.dest(path.build.htaccess)) //выгружаем в build });

Общий билд

Для того чтобы нам не приходилось билдить каждую часть отдельно, пропишем таск для общего билда:

// билдим все gulp.task("build", [ "html:build", "jshint:build", "js:build", "sprites:build", "css:build", "fonts:build", "htaccess:build", "image:build", "imagescontent:build" ]);

Очистка билда

Иногда требуется полностью очистить каталог build . Здесь нам на помощь придет следующий таск:

// чистим папку билда gulp.task("clean", function (cb) { rimraf(path.clean, cb); });

Watch или отслеживание изменений в реальном времени

Одной из самых важных и полезных функций Gulp является функция watch , которая позволяет отслеживать в реальном времени все изменения с производимыми файлами и в зависимости от этого выполнять конкретные действия:

// watch gulp.task("watch", function(){ //билдим html в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("html:build"); }); //билдим спрайты в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("sprites:build"); }); //билдим контекстные изрображения в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("imagescontent:build"); }); //билдим css в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("css:build"); }); //проверяем js в случае изменения watch(, ["jshint"]); //билдим js в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("js:build"); }); //билдим статичные изображения в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("image:build"); }); //билдим шрифты в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("fonts:build"); }); //билдим htaccess в случае изменения watch(, function(event, cb) { gulp.start("htaccess:build"); }); });

Действия по-умолчанию

Действия по-умолчанию - это то какие задачи будет выполнять таск-менеджер при вводе команды gulp в консоль:

// действия по умолчанию gulp.task("default", ["build", "watch", "connect"]);

В нашем случае по-умончанию мы сбилдим наш проект, включим режим watch и запустим сервер.

Команды для командной строки

Все команды гальпа для командной строки состоят из двух частей это непосредственно сама команда gulp и через пробел имя таска. Вот список команд применимых для нашего конфига:

  • gulp - основная команда, запускает таск default
  • gulp build - билдим всё
  • gulp watch - запуск watch
  • gulp clean - очистка каталога build
  • gulp connect - запуск сервер
  • gulp html:build - билд HTML
  • gulp jshint:build - проверяем JS на ошибки
  • gulp js:build - билд JS
  • gulp sprites:build - билд спрайта
  • gulp image:build - билд статичных изображений
  • gulp imagecontent:build - билд динамичных изображений
  • gulp cssOwn:build - билд пользовательского CSS
  • gulp cssVendor:build - билд внешних CSS
  • gulp css:build - общий билд CSS
  • gulp fonts:build - билд шрифтов
  • gulp htaccess:build - билд.htaccess

На данном этапе настройка gulpfile.js закончена.

Копируем стартовый пакет в проект

Для начала зайдем через консоль в папке где мы ведем разработку, например cd develop/example и скопируем все из директории стартового пакета в наш проект cp -a ~/develop/start/. ~/develop/example/

Такой способ копирования наиболее удобен, т.к. точно скопирует все, в том числе и скрытые файлы.gitignore и пр.

Заключение

Используя данное руководство мы подготовили стартовый пакет для использования Gulp в своих проектах для Front-end разработки.

Так же данный пакет доступен на GitHub

Post Scriptum

Данная статья не является заключительной и будет обновляться в зависимости от изменений и улучшений.

Публикации по теме