Как выучить программирование с нуля. Кодинг – «новый черный»

Написание кода может быть самой тяжелой частью процесса разработки софта. Если вы не организовываете все с самого начала (особенно для больших проектов), кодинг и отладка после этого, не только займет очень много времени но и принесет много головной боли.

Хороший код является хорошо сопровождаемым, многократно используемым и тестируемым. Следующие шаги покажут вам и/или вашей команде разработчиков, как справиться с разными программными задачами и держать все в хорошем состоянии насколько возможно. Я ознакомлю вас с “лучшими практиками”, которые помогут вам писать хороший код и помогут сделать вас и вашу команду счастливой и эффективной.

1. Используйте стандарты кодинга

Легко писать плохой, неорганизованный код, но тяжело поддерживать такой код. Хороший код обычно поддерживает какие-то стандарты для именования переменных, форматирования, и прочего. Такие стандарты полезные, потому что они делают вещи обусловленными для тех кто потом читает код после, включая вас.

Вы можете создать свои собственные стандарты оформления кода, но лучше использовать один широко-используемый. Используя Стандарт Кодинга Zend Framework , или PSR-1 Стиль Кодинга , остальным будет проще адаптироваться.

2. Используйте комментарии

Комментарии критически необходимы. Вы не научитесь ценить их, пока вы не напишете код размеров в тысячу строк и оставите на пару дней, а затем вернетесь попробовав разобраться в нем. Полезные комментарии упрощают жизнь и тем кто будет работать с кодом после вас.

Пишите понятные, однострочные комментарии для непонятных участков кода; пишите полное описание параметров и функциональности функций и методов; для сложных логических блоков, описывайте логику перед ними при необходимости. Не забывайте обновлять ваши комментарии!

3. Занимайтесь рефакторингом

Рефакторинг кода также полезная привычка продуктивных разработчиков. Верите, или нет, Вы должны ежедневно рефакторить ваш код иначе с ним что то не так! Рефакториг поддерживает ваш код в хорошем состоянии, но что нужно рефакторить и как?

Вам стоит рефакторировать все, от архитектуры до методов и функций, имен переменных, количества аргументов передаваемых методу и тому подобное.

Рефакторинг — больше искусство ежели наука, но существует несколько хороших правил которые могут пролить свет на это:

  • Если ваша функция или метод больше 20-25 строк, скорее всего там содержится слишком много логики, и вы можете разделить её на две или более функции/метода поменьше.
  • Если название вашей функции или метода состоит более чем из 20 символов, стоит пересмотреть имя, или пересмотреть всю функцию/метод используя первое правило.
  • Если вы имеете много вложенных циклов, вы используете слишком много ресурсов не понимая этого. В общем, вам стоит пересмотреть логику, если вы вложили более двух циклов. Три вложенных цикла — просто ужасно!
  • Рассмотрите есть ли подходящие паттерны проектирования которые вы можете использовать. Вам не стоит использовать паттерны просто ради использования паттернов, но паттерны предлагают проверенные решение, которые могут быть подходящими.

4. Избегайте глобального кода

Глобальные переменные и циклы могут добавить проблем когда ваш код вырастает до миллионов строк. Они влияют на код в тех местах, где это тяжело разглядеть, или вызвать проблемы с названиями переменных, объектов и прочего. Подумайте дважды, прежде чем загрязнять глобальное пространство имен переменными, функциями, циклами и прочим.

В идеале, вам не стоит определять какие либо блоки глобально. Выражения switch, try-catch, foreach-циклы, while-циклы и тому подобное должны быть описаны внутри метода или функции. Методы должны быть описаны внутри классов, а классы и функции внутри пространств имен.

5. Используйте имена со смыслом

Никогда не используйте имена подобные $k , $m и $test для ваших переменных. Как можно прочесть такой код в будущем? В хорошем коде имена переменных, методов/функций, классов; должны нести смысловую нагрузку. Несколько хороших имен для переменных: $request , $dbResult и $tempFile (Зависит от вашего стиля кодинга).

6. Используйте структуры со смыслом

Структуризация вашего приложения является важной; не используйте сложных структур, всегда придерживайтесь простоты. Когда даете имена директориям и фалам, используйте принцип именование о котором вы договорились с командой, или который отвечает стандартам кодинга. Всегда отделяйте четыре части PHP приложения друг от друга – CSS, HTML Шаблоны, JavaScript, PHP код – и для каждого попробуйте отделить библиотеки от бизнес-логики. Также хорошей идеей является сохранять сохранять иерархию директорий настолько малой насколько возможно, тогда вам будет легче искать части кода и ориентироваться в структуре.

7. Используйте системы контроля версий

Раньше, хорошие группы разработчиков доверяли CVS . Теперь, мы имеем вариацию доступных решений. Управление изменениями и ревизиями должны быть простыми но эффективными, так что выбирайте любую систему контроля версий, которая будет работать лучше всего с потоком вашей команды разработчиков. Я предпочитаю использовать распределённую систему контроля версиями, как Git, или Mercurial; оба бесплатные/с открытым исходным кодом и очень мощные. Если вы не знаете что такое система контроля версий, я рекомендую вам ознакомится с серией статей Шона Гадгстона Introduction to Git .

8. Используйте инструменты автоматического построения

9. Используйте документаторы кода

Для больших приложений охватывающих несколько классов и пространств имен, вам стоит иметь автоматически сгенерированую API документацию. Это очень полезно и все в команде будут знать «что есть что». И если вы работаете над несколькими проектами одновременно, вы сочтете эту документацию благодатью, ведь вы наверняка забудете особенности структуры и прочие отличия между проектами. Один из таких документаторов который вы можете рассмотреть это DocBlox .

10. Используйте Тестирование

Существует множество инструментов, которые я очень ценю, но один, который я явно ценю — фреймворки которые помогают автоматизировать процесс тестирования. Тестирование (а именно систематичное тестирование) важно для каждой части вашего приложения на миллион долларов. Хорошие инструменты для тестирования — PHPUnit и SimpleTest для юнит тестирования ваших PHP Классов. Для тестирования GUI, я рекомендую SeleniumHQ tools .

Итог

В данной статье вы видели обзор самых лучших практик для написания лучшего кода, от использование стандартов программирования до форматирования всей командой, важность рефакторинга и как освоить его, использование таких профессиональных инструментов, таких как фреймворк для тестирования, документатор кода и контроль версий для помощи в управлении кодовой базой. Если вы не придерживаетесь данных шагов до сих пор, стоит к ним приучить себя и команду.

Кодинг - « новый черный »


Через 10 лет кодинг наверняка станет настолько естественным навыком, что легко писать код будет так же естественно для подростков, как бегло читать и писать. Если не начинать сейчас, велик риск оказаться в малоперспективном положении, когда культурный разрыв между несколькими поколениями станет настолько велик, что разнесет современников по разным «векам».

Умение кодить сокращает путь от идеи до своего проекта в широком смысле (игры, сайта, бизнеса, приложения, социального онлайн проекта и т. д.) до минимума: сам придумал - сам сделал. Во всяком случае, прототип, если серьезного развития навыков программирования не последует. Есть точка зрения, что разработать актуальный продукт с новаторскими идеями, юзабилити и фичами сложно без понимания того, как это будет устроено на уровне кода.


Какие понимания, прежде всего, нужны для того, чтобы перейти от представления о космической сложности этих навыков и знаний к делу?

  • Это колоссальные новые возможности и перспективы.
  • Миллионы людей на планете умеют это делать.
  • Весь Интернет, все современные девайсы, вся «умная» инфраструктура, в которую вписаны наши быт, работа и жизнь вообще, - все это создано этими несколькими миллионами людей: они реализовывают свои идеи, развивают цивилизацию и зарабатывают деньги (часто - более чем неплохие).
  • Если снять для себя психологические барьеры типа «это слишком сложно, я не смогу» и просто записаться на курсы или зарегистрироваться на платформе, шансы освоить программирование станут несколько выше.
  • Кодинг - « новый черный » и « новый английский», то есть уже естественный и обязательный скилл. Наверняка «пойдет» не с первого раза, но в целом, раз это доступно такому количеству людей в мире, можно упереться и освоить.

Где и как учиться? Варианты есть: бесплатно и за разные деньги, онлайн дома и оффлайн в школах.

Оффлайн платно


Moscow Coding School (MCS)

Сайт: MosCoding.ru

«Кодинг - "новый черный"» - один из слоганов, которые вы первым делом увидите на сайте MosCoding.ru. Помимо прочего, призывают кодить, кодить и еще раз кодить, обещают предоставить кибер-турники для диджитал-воркаута, чтобы перековать хипстеров в хакеров .

Если серьезно, в Москве большое событие: на днях открылась кодинг-школа Moscow Coding School (MCS ). Ее основатели - Кирилл Жвалов и Вадим Резвый. Партнеры школы: Dream Industries, W-O-S, SoundCloud, Look At Media и Innova Systems. Занятия будут проходить в многофункциональном пространстве DI Telegraph (Dream Industries ) в здании Центрального Телеграфа. Уровень студентов - новички и специалисты, желающие повысить свой профессионализм. Обучать будут кодингу, веб- и мобайл-разработке. Moscow Coding School обещает стать модной школой для представителей креативных профессий (стартаперов, журналистов, блогеров, художников, дизайнеров и др.). В качестве хорошего бонуса - приятный и полезный нетворкинг. Начинают с трех курсов: «Основы HTML и CSS», «Динамичный веб с jQuery» и «Инструменты веб-девелопера».

  • «Основы HTML и CSS» (9 999 руб.). Преподаватель - Михаил Рейзлин, разработчик SoundCloud. Продолжительность - 4 дня по выходным, 3-часовые занятия с перерывом. С собой рекомендуют принести ноутбук с предустановленным браузером Google Chrome и текстовым редактором Sublime Text. В программе курса: веб-стандарты; состояние индустрии ; инструментарий разработчика ; отличия браузеров ; строительство и дизайн сайтов ; сетап рабочего пространства и создание первого сайта; HTML5, основные HTML-теги и элементы ; семантическая разметка ; изменение вида страниц при помощи CSS ; система селекторов элементов ; атрибуты ; позиционирование элементов на странице ; верстка макета из psd-файла; инструменты для работы с версткой (Chrome Web Inspector , Firefox Debugging Tools ); веб-типографика (Google Fonts, Typekit) ; возможности CSS3 ; оптимизация сайта ; хостинг и DNS; Zen Coding (делать меньше и успевать больше); секреты продвинутого CSS-позиционирования; изолирование проблем методом исключения и др.


  • «Динамичный веб с jQuery» (9 999 руб.). Преподаватель - Роман Гордеев, Front -End разработчик проектов Third Place и Exchang.es (Dream Industries). Продолжительность - 4 дня по выходным (15, 16, 22, 23 февраля), 3-часовые занятия с перерывом. Для прохождения курса рекомендуется знать основы HTML/CSS. С собой - ноутбук с любой операционной системой и предустановленным браузером Google Chrome. В программе курса: JavaScript-библиотека jQuery; основы JavaScript; работа с селекторами; модель DOM; примеры эффектов и анимации; изменение веб-страниц с помощью консоли браузера; событийная модель браузера; изменения страницы в зависимости от действий пользователя; события мыши и клавиатуры; плагины jQuery; практическая работа.

  • «Инструменты веб-девелопера» (9 999 руб.). Преподаватель - Сергей Чикуенок, главный веб-технолог Innova Systems, создатель плагина Emmet.io. Продолжительность - 4 дня по выходным (1, 2, 8, 9 марта), 3-часовые занятия с перерывом. В программе курса: визуальные, текстовые и IDE-редакторы; обзор полезных онлайн инструментов; браузерные инструменты для отладки HTML, CSS и JavaScript; быстрый поиск ошибок в верстке; отладка и оптимизация JavaScript, поиск «медленных» мест веб-страницы; инструменты для «живого» редактирования; ознакомление с системами контроля версий на примере GitHub; подключение к разработке Open Source проектов; размещение своих сайтов на GitHub; шаблонизаторы и препроцессоры; сборка проекта перед запуском сайта; автоматическое тестирование проекта и автоматическая оптимизация. Соответственно, для прохождения курса рекомендуется владеть основами HTML/CSS.



Обучение происходит в формате небольших заданий, пользователь сразу видит на рабочем столе результат действий. Чтобы вольные студенты не теряли мотивацию, за прохождение разделов, тестов и заданий платформа дает поощряющие бейджи и следит за успеваемостью, по ходу дела давая подсказки.


Насколько реалистично научиться чему-то самостоятельно с помощью сервиса? Имеет смысл сходить в раздел Success Stories («Истории успеха»).


Интересно, что платформа Codecademy - не только про учиться, но и про учить кодить: любой желающий может стать автором курса.


Сайт: Teamtreehouse.com

На Treehouse обучение также проходит в видеоформате - это 1000 уроков по программированию, веб-дизайну и технологическому предпринимательству. Можно получить базовые знания, научиться создавать сайты, приложения для iPhone или Android, изучить языки (например, Ruby on Rails).

У Treehouse есть свой YouTube-канал , на который стоит подписаться. Вообще обучение на Treehouse стоит $250-490 в год, но есть и бесплатный проект платформы - Code Racer : если ваш английский пока не настолько хорош, чтобы получить настоящие знания и навыки за обозначенные суммы, разумно присмотреться к free -проекту.


Code School

Сайт: CodeSchool.com

На платформе Code School, которая учит кодить под девизом «Learn by Doing» («Обучайся, действуя»), есть и база (5-уровневые курсы HTML/CSS, Ruby, JavaScript и др. с 15-минутными видеолекциями, упражнениями, эмуляцией результата и фидбэком), и « фишка » - геймификация кодинг-обучения. Это, к примеру, награждение бейджами за успешно выполненные задания и забавные курсы вроде Rails for Zombies («Рельсы для Зомби»): вы программируете то, что вас интересует и развлекает - и, соответственно, мотивирует.

Умение программировать является одним из самых ценных навыков, востребованных в современном мире. И практически не важно, что именно заставляет человека создавать код: искренний интерес, финансовые или карьерные соображения ­– тот кто умеет программировать, без дела не останется. Кодирование очень похоже на общение на иностранном языке, поэтому на первых этапах изучения программирования новичкам часто бывает нелегко. Многие при этом испытывают сильный дискомфорт, но со временем все налаживается и человек начинает кодить легко, без сильных умственных затрат. Сегодня можно найти множество книг и онлайн-ресурсов, с помощью которых можно научиться кодировать, но любое самообучение связано со стрессом и негативными эмоциями – об этом всегда нужно помнить, начиная осваивать какой-нибудь язык программирования. Самое главное для начинающего кодера – не забросить изучение языка на полдороге, потеряв всякий интерес к этому занятию. Так что же нужно знать будущему программисту? Какие трудности ждут его на пути к овладению полезными навыками?

Языки программирования

Для начала нужно определиться с языком программирования, который хочет изучать новичок. Это не так-то просто – языков много и каждый из них по-своему хорош. Очень важно выбрать язык осознанно – ведь в его освоение будет вложено большое количество времени и сил. Но как бы то ни было, начинающему кодеру нужно знать, что нет хороших и плохих языков программирования, но зато есть языки, дружелюбные к неофитам. Поэтому чем более легким и понятным будет язык программирования, тем лучше – в начале пути лучше идти от успеха к успеху, от простых задач к более сложным. Дальше будет легче, после того, как новичок научится кодировать на своем первом языке программирования, другие языки будут даваться ему гораздо легче.

Еще очень важно сразу же определиться с тем, для чего понадобиться знание языка. Потому что кодинг очень разный. Если кому-то хочется стать разработчиком программного обеспечения, то можно посмотреть в сторону Java, а в случае с созданием приложений для iOS лучше подойдет язык Swift.

Подходящая методика обучения

Существует много способов обучения, так что в случае с языками программирования нужно найти подходящую методику. При этом будет разумно выбрать основной метод и дополнять его второстепенными способами обучения. Здесь все очень индивидуально: если новичок визуал или хорошо воспринимает информацию на слух, то он может учиться кодингу, просматривая видео на YouTube, а другие знания получать из книг. Вот несколько простых, но эффективных учебных схем:

Онлайн-курсы кодирования. Некоторые люди работают более эффективно, когда им говорят, что делать и регулярно проверяют результаты их деятельности. И таких людей очень много. Поэтому если новичок чувствует, что у него есть проблемы с самодисциплиной, то ему стоит выбрать такой курс, где его будут постоянно мотивировать проверками. Это хорошая идея – очень многие бросили изучение программирования, понадеявшись на свою силу воли и энтузиазм. Самостоятельное изучение кодирования не для всех, об этом нужно помнить всегда.

Видео на YouTube. Сегодня можно узнать все обо всем, просто просматривая видеоролики на YouTube. Более опытные кодеры показывают, что именно нужно делать, поэтому такие материалы очень полезны. Это простой, эффективный, а самое главное бесплатный способ научиться кодировать. Если есть доступ в интернет, то можно сидеть, смотреть, повторять хоть весь день, пока не станет понятно.

Книги . В наше время это немного старомодный способ изучения языков программирования, но факт остается фактом – за прошедшие годы кодирование не сильно изменилось и то, что рассказывается на YouTube, мало чем отличается от того, о чем говорится в бумажной книжке. Но у книг есть несомненное достоинство – с их помощью проще понять логику языка, а это невероятно важно. Прежде всего потому, что когда дело дойдет до практических занятий, никому не захочется делать то, что непонятно или не получается. Чтобы не бросить все на полпути, обязательно нужно читать книги по программированию.

Практика. Многие из лучших программистов являются самоучками. Очень часто они начали кодить незаметно для себя, так как их обучение было бессистемным. Они столкнулись с проблемой, решили ее, столкнулись с другой – и тоже решили. Постепенно такие самоучки переходят от одной проблемы к другой, более сложной и одновременно с этим осваивают кодинг. Подражать таким людям особо не стоит, но вот практику забрасывать нельзя – она залог успеха в обучении.

Фиксация успеха

Новичку, только приступающему к изучению языка программирования, нужно знать и быть готовым к тому, что это надолго. Обучение кодированию это длительный процесс, при котором неудачи ощущаются намного сильнее, чем успехи. Чтобы не забросить учебу, нужно обязательно фиксировать все свои действия. Люди очень часто теряют мотивацию только из-за того, что не могут почувствовать прогресс. А он обязательно будет, если новичок занимается прилежно. Просто навыки растут незаметно, начинающий кодер может даже этого не заметить, настолько малыми шагами он движется к намеченной цели.

Вот почему нужно время от времени напоминать себе, насколько далеко вы продвинулись и чаще посматривать назад. Это очень помогает – ведь глядя на свои первые строчки кода, любой может понять, что он прогрессирует. Может показаться, что все эти личные рекорды простая забава. Нет, на самом деле фиксация успехов очень важна – она сильно мотивирует на протяжении всего процесса обучения. Поэтому чтобы начать и не бросить, нужно обязательно отмечать каждый пройденный этап.

Понятные сроки обучения

Когда дело доходит до кодирования, многие новички допускают распространенную ошибку – они разом пытаются сделать кучу заданий и как правило бросают их все, не закончив. Им становится интересно что-то другое, чаще всего другие задачи, поэтому они скачут от одного проекта к другому. Не стоит так делать. Лучше всего двигаться планомерно – решать одну задачу или разбираться в примере до тех пор, пока не станет все понятно. Это очень простой принцип: одно дело за один раз.

Но при этом нужно понимать, что движение вперед необходимо, поэтому нужно устанавливать себе жесткие сроки изучения того или иного аспекта языка. Можно постараться представить, что скоро экзамен и придется показать все, чего смог достичь. Это мотивирует. Да, все эти личные делайны могут быть не слишком комфортными, но кодинг сам по себе не развлечение. Строгая дисциплина позволит получить необходимые навыки, а соблюдение дедлайна это чуть ли не самый важный скилл для программиста-фрилансер.

В то время как обычные пользователи побаиваются совершить ошибку и очень не любят, когда что-нибудь идет не так, программист находится в совсем другом положении. Ошибки это часть его работы, причем очень немалая часть. Поэтому начинающий кодер должен научить себя читать сообщения об ошибках, как бы это ни было неприятно. Такие сообщения содержат массу ценнейшей информации, так как рассказывают, что именно было упущено в процессе создания кода. Нужно быть готовым, что такие сообщения будут появляться очень часто и никуда не денутся даже после того, как изучение языка программирования будет закончено. Нельзя жалеть времени на работу над ошибками – это важнейшая часть обучения. К тому же это неплохая практика – один раз разобравшись в проблеме, впоследствии будет проще не допускать многих ошибок. Сообщения об ошибках это не наказание, на самом деле они лучшие друзья кодера, которые хотят научить его все делать правильно.

Общение с другими программистами

Такое общение к тому же поможет понять, что другие люди столь же часто сталкиваются с проблемами кодинга и в этом нет ничего необычного. А если новичок вдобавок сможет помочь своему другу-программисту, то у него откроется второе дыхание и он с удвоенной силой будет продолжать обучение. И не стоит бояться общения – программисты люди на самом деле дружелюбные, просто они часто на «своей волне» и новичку нужно лишь попасть в резонанс.

Правильный и неправильный подход

Начинающие кодеры часто пытаются копировать куски кода из других проектов, решая какую-либо свою задачу. Им кажется это разумным, ведь главное – это сделать так, чтобы все работало. Это неправильный, более того, очень вредный подход. И не потому что копировать плохо, а потому что копируя, новичок не поймет, что именно делает данный код. Конечно, скопировать гораздо проще, чем написать все самостоятельно.

Но в процессе обучения такой подход приведет к тому, что в знаниях образуются большие пробелы и кодер-новичок однажды сдастся, не в силах решить стоящую перед ним проблему. И все забросит. Изучая язык программирования, нужно без сожалений тратить время на анализ любой, даже на первый взгляд незначительной проблемы. И если сходу не получилось придумать решения, нельзя сдаваться. Нужно читать, смотреть видео, спрашивать у других – новичку нужно досконально разобраться с возникшими трудностями. Несмотря что он изучает язык, это не совсем то же самое, что изучение обычного, человеческого языка. Кодер имеет дело с машиной, поэтому ему важно понимать, что он делает. Такое знание языка просто бесценно, когда учебный процесс доходит до практики.

Изучение языков программирования не самое захватывающее занятие. Но все можно исправить, если подойти к делу с выдумкой. Нет лучшего способа научиться чему-либо, чем играя в игры. Это касается и кодирования, так как можно быстро изучить язык, просто играя и одновременно улучшая свои навыки. Вот несколько игр, на которые стоит обратить внимание начинающему кодеру.

  • CheckiO - игра, в которую вы можете играть в своем браузере, она требует решения проблем в JavaScript или Python для продвижения по игре.
  • CodeMonkey - в основном предназначена для детей, но если вы новичок, вы можете узнать какой-либо код, играя в эту игру.
  • Codewars - это не настоящая игра, скорее решение совместных задач для программистов. Это отличный способ овладеть кодингом, так как игра поддерживает многие языки.
  • Code Combat – это онлайн-платформа, это где можно научиться кодировать, играя в реальную игру.

Есть много других игр, которые вы можете использовать, все зависит от того, какие из них лучше всего подходят вам и изучаемому языку. Игра поможет новичку начать думать, как программист, а это очень важно в самом начале обучения.

Вывод

Некоторые люди учатся кодированию быстро, другие медленнее, но освоить язык программирования может каждый. И не стоит впадать в быстрее, если что-то не получается. К цели можно прийти, двигаясь медленно, да и вообще любая учеба это медленный процесс. Если новичок не хочет забросить изучение кодирования, освоив лишь азы, ему нужно выработать собственную стратегию поведения. Нужно понимать, что в обучение вложены время, силы, а иногда и деньги, так что нужно просто лишь двигаться от одного этапа к другому. И не пасовать перед трудностями. Да, программирование подходит не всем. Но освоить язык, научиться кодировать может любой человек. Так что нужно лишь решиться и пойти по своему собственному пути.

Большая часть разработчиков свободного софта работает на Linux или Mac, а вот поддержка Windows обычно реализована по остаточному принципу. Заработало - хорошо, не заработало - пускай портирует тот, кому это нужно. В этой статье я покажу, как создавать нативные исполняемые файлы для Windows, не имея этой системы под рукой.

В этом году анонсирован последний выпуск Python 2.7, после чего Python Software Foundation перестанет поддерживать ветку 2.7. Множество популярных библиотек и фреймворков тоже прекращают официальную поддержку Python 2, а целый ряд дистрибутивов Linux уже не включают его в набор пакетов по умолчанию.

Ты наверняка не раз пользовался услугами сайта virustotal.com, чтобы проверить, не содержат ли бинарники вредоносных функций, либо протестировать собственные наработки. У этого сервиса есть бесплатный API, работу с которым на Python мы и разберем в этой статье.

Любая возможность незаметно обращаться к внешнему миру с хоста внутри защищенной сети - драгоценная находка для пентестера. Один из последних доступных путей - это NTP, протокол синхронизации времени на часах. Его трафик разрешен почти везде, так что он будет отличным транспортом для данных. Я покажу, как реализовать базовые клиент и сервер на C#.

Ты наверняка слышал, что нейросети в последнее время стали чертовски хорошо справляться с распознаванием объектов на картинках. Наша же задача - научиться пользоваться этими нейросетями, ведь их мощь может пригодиться в самых разных случаях. В этой статье я расскажу, как задействовать ее при помощи самых распространенных инструментов: Python и библиотек Tensorflow и Keras.

Ты, возможно, уже сталкивался с идентификацией по голосу. Она используется в банках для идентификации по телефону, для подтверждения личности на пунктах контроля и в бытовых голосовых ассистентах, которые могут узнавать хозяина. Знаешь ли ты, как это работает? Я решил разобраться в подробностях и сделать свою реализацию.

Раньше капча с числами была отличным способом отсеять ботов, а сейчас такая разновидность уже почти не встречается. Думаю, ты и сам догадываешься, в чем дело: нейросети научились распознавать такие капчи лучше нас. В этой статье мы посмотрим, как работает нейронная сеть и как использовать Keras и Tensorflow, чтобы реализовать распознавание цифр.

Два года назад разработчики стриминговой платформы Twitch представили новый способ взаимодействия стримеров и зрителей - Twitch Extensions. Эта система позволяет разработчикам дополнять и улучшать интерфейс как сайта, так и мобильного приложения, создавая различные интерактивные элементы. Я расскажу, как работают эти расширения и как при желании создать свое.

Банковские трояны ежегодно наносят ущерб на миллионы долларов. Вирмейкеры стараются держать все, что связано с внутренней кухней банкеров, в глубочайшей тайне. Поэтому мы никак не могли упустить уникальное событие - попадание исходников банковского троя Carbanak в паблик - и принялись исследовать его устройство изнутри.

Julia - молодой язык программирования, предназначенный преимущественно для научных вычислений. Его создатели хотели, чтобы он занял нишу, которую прежде занимали Matlab, его клоны и R. Создатели пытались решить так называемую проблему двух языков: совместить удобство R и Python и производительность C. Посмотрим, что у них получилось.

Forth применяют в самых разных областях, включая чипсеты PCI и космические аппараты, а Павел Дуров будет использовать схожий язык в смарт-контрактах криптовалюты TON. Не претерпев больших изменений, один из старейших языков программирования позволяет воплотить многие современные парадигмы. Так что же такое этот загадочный Forth?

Режим гаммирования, в отличие от режима простой замены, позволяет шифровать сообщения произвольной длины без применения операции дополнения (паддинга). Сегодня мы поговорим о том, как реализуется такой режим, и напишем все необходимые для его реализации функции.

Когда количество строчек кода в твоих программах исчисляется миллионами, поиск ошибок осложняется тысячекратно. К счастью, сегодня есть возможность автоматизировать тестирование с помощью фаззеров. Как они работают, почему их стоит применять и на что они способны - об этом ты узнаешь в сегодняшней статье.

Абстракция - основа программирования. Многие вещи мы используем, не задумываясь об их внутреннем устройстве, и они отлично работают. Всем известно, что пользовательские программы взаимодействуют с ядром через системные вызовы, но задумывался ли ты, как это происходит на твоей машине?

Хакеры разрабатывают читы, геймеры их покупают, компании нанимают инженеров, чтобы разрабатывать новые способы защиты. Хакеры снова находят лазейку, и круг замыкается. В этой статье мы посмотрим, как работают (и работают ли!) разные оборонительные методы, и попробуем создать свою систему защиты от читерства.

В Linux, как известно, многие вещи реализованы как файлы в файловой системе. А если и не реализованы, то их можно реализовать самому при помощи FUSE. В Windows это менее принято, но если все же очень хочется смонтировать что-то как ФС, то это возможно. Я покажу, как этого добиться, используя C# и библиотеку Dokan.

Самая привлекательная цель для злоумышленника - онлайновый банкинг, и решающую роль в успехе вирусных атак на него играют ботнеты. Но чтобы выудить из перехваченных с их помощью данных ценную информацию, злоумышленнику нужно потрудиться. Сегодня я расскажу, как усложнить жизнь ботоводам и защитить свое приложение от нападок.

Компьютерные игры хороши тем, что вознаграждение за успех приносит реальное удовольствие, а цена провала невелика. Но иногда, чтобы открыть новые способности или просто ускорить игровой процесс, ты прибегаешь к не самым честным способам. И если изменить правила мира ты не в силах, можно попробовать их прогнуть. Да, всё верно, мы поговорим про читы.

Боевые кейлоггеры с кучей функций и защитой от детекта могут стоить десятки, если не сотни долларов. Но кейлоггер не такая уж сложная штука, и при желании ты можешь сделать собственный и даже избежать детекта антивирусами. В этой статье я покажу, как это делается, а заодно поупражняемся в разработке программ на C#.

В C++ существует такое понятие, как динамическая идентификация типа данных (RTTI). Это механизм, который позволяет определить тип переменной или объекта на этапе выполнения программы. Чтобы уменьшить исполняемый файл, во многих проектах RTTI отключают, от этого перестают работать dynamic_cast и typeid. Но способ проверить, порожден ли инстанс объекта от какого-то базового класса, все же есть.

Статически типизированные языки обычно вынуждают писать типы переменных по любому поводу. Но уже далеко не всегда: теория и практика языков программирования значительно ушли вперед, просто эти достижения не сразу принимаются индустрией. Сегодня мы рассмотрим язык OCaml и увидим, что статическая типизация необязательно связана с неудобствами.

Есть множество решений для защиты программ, которые определяют работу внутри изолированных сред, работают с антиотладочными приемами, контролируют целостность своего кода и динамически шифруют свои данные в памяти, защищаясь от дампа. Еще одна мощная техника защиты - это виртуализация кода. В этой статье я покажу, как она работает.

Лучше всего познавать язык на реальном проекте, поэтому, когда я решил поэкспериментировать с адой, я поставил себе реальную и интересную задачу: написать утилиту для детекта работы в гипервизоре. Это само по себе занятно, а новый язык программирования позволит вывести развлечение на новый уровень.

Ты в жизни не раз сталкивался с разными протоколами - одни использовал, другие, возможно, реверсил. Одни были легко читаемы, в других без hex-редактора не разобраться. В этой статье я покажу, как создать свой собственный протокол, который будет работать поверх TCP/IP. Мы разработаем свою структуру данных и реализуем сервер на C#.

Если ты пишешь на Python, то наверняка видел в стандартных библиотеках определения методов, обернутых в двойные подчеркивания. Эти «магические» методы образуют многие из полезных интерфейсов, которыми ты постоянно пользуешься, - например, когда получаешь значение по номеру элемента или выводишь что-то через print. Сейчас я покажу, как эти методы использовать и в своих программах.

При написании софта, взаимодействующего с другими приложениями, порой возникает необходимость завершить выполнение сторонних процессов. Есть несколько методов, которые могут помочь в этом деле: одни хорошо документированы, другие пытаются завершить нужные процессы более жесткими способами, провоцируя операционную систему прихлопнуть их силой. Я покажу несколько способов завершения и разрушения процессов в Windows.

Язык, разработанный по заказу Министерства обороны США и названный в честь первой в мире программистки Ады Лавлейс, активно используется для управления самолетами, поездами, космическими аппаратами и прочими интересными штуками. Давай посмотрим на язык без призмы мифов и разберемся, какую пользу мы можем из него извлечь, даже если пока не собираемся в космос.

Ты наверняка сталкивался с эмуляторами игровых приставок и, возможно, даже просиживал за ними не один час. Но задавался ли ты вопросом, как это работает? На примере NES, известной в России как Dendy, я покажу, как создать собственный эмулятор. А заодно разберемся с хитрой архитектурой этой приставки, выдававшей потрясающе хорошую картинку для своего времени и своей скромной цены.

Ты наверняка слышал о таком классе зловредных приложений, как стилеры. Их задача - вытащить из системы жертвы ценные данные, в первую очередь - пароли. В этой статье я расскажу, как именно они это делают, на примере извлечения паролей из браузеров Chrome и Firefox и покажу примеры кода на C++.

Вопросы на собеседовании в стиле «почему крышка от канализационного люка круглая?» - это странно. Простыни с сишным кодом, который нужно скомпилировать в голове, - это нудно. Самые интересные задачки - на общетехническое и логическое мышление. И сегодня товарищи из компании Abbyy подкинули нам именно такие!

В новом выпуске рубрики про эффективное самообразование мы вместе с экспертами разбираемся, почему программирование - один из главных трендов последних лет, с чего стоит начать знакомство с веб-разработкой и чем эти знания полезны в повседневной жизни.

Захар День

куратор профиля «Дизайн и программирование»
Школы дизайна НИУ Высшей школы экономики

Программировать что-либо очень выгодно. Можно один раз потратить некоторое количество времени на написание программы и больше никогда не решать эту задачу повторно руками. В ближайшем будущем исчезнут многие привычные нам профессии и появятся новые. Со всех сторон говорят, что нужно учиться программировать, потому что это актуально. Именно актуально - очень правильное здесь слово.

Программирование - это не только сам навык написания программ. Это в первую очередь развитие мышления. Кодинг учит нескольким важным вещам: критическому мышлению, декомпозиции и композиции. Это в целом развивает человека как личность.

Что касается бытового уровня, то в повседневной работе иногда нужно вытащить какую-нибудь картинку или обойти криво написанный код, который не даёт вам на сайте что-то сделать. История из жизни. Мы периодически заказываем еду домой на сайте одной сети ресторанов. После логина через Facebook поле для ввода телефона на сайте заблокировано, а без телефона нельзя заказать еду. Достаточно удалить в коде сайта слово disabled, чтобы не остаться голодным.

В веб-разработке порог входа значительно ниже, чем в мобильной. Чтобы разрабатывать под браузер, необходимо изучить язык гипертекстовой разметки HTML, каскадные таблицы стилей CSS и единственный язык программирования под браузер - JavaScript (не путать с Java).

Последние несколько лет активно развивается JavaScript. С его помощью можно писать практически под всё, а если под что-то нельзя, то в ближайшем будущем, скорее всего, будет можно. В любом случае без JavaScript ничего дельного в браузере сделать нельзя, потому что это единственный язык программирования, который понимает браузер. Но в данный момент в экосистеме JavaScript всё весьма непросто для новичков, к тому же сам язык не очень выразительный. Зато очень развита и удобна для начинающего разработчика экосистема языка Ruby, хоть он постепенно и теряет свою популярность. Более того, важен не только язык, а фреймворк (большой инструмент, состоящий из обширного количества библиотек) на этом языке - Ruby on Rails. С его помощью можно за пару часов сделать многопользовательский веб-сервис. Это моя личная рекомендация для старта.

Если говорить про изучение языков, то самая распространённая ошибка связана с несоблюдением синтаксиса. Одна пропущенная кавычка, скобка, запятая делают ваш код нерабочим. Кроме того, опасно брать новые задачи в работу, не выполнив предыдущие или не сменив приоритеты. Не стоит думать, что язык и инструмент, с которым вы работаете, сможет решить все задачи. Другая частая ошибка: код принято украшать отступами, таким образом создавая структуру. Лучше с самого начала научиться структурировать свой код правильно.

Стоит уделять время изучению документации. У каждого языка, библиотеки и инструмента есть техническая документация, а иногда и спецификация. Зачастую - ещё и сообщество вокруг этого инструмента со своим чатом или любым другим сервисом для общения.

Обязательно нужно уметь гуглить. Можно найти ответ практически на любой вопрос. Нужно быть усидчивым: некоторые вещи занимают большое количество времени и требуют серьёзной мозговой активности и концентрации.

Главное - помнить, что начинать всегда сложно. Некоторые концепции и технологии усваиваются до свободного использования только на третьем проекте. К тому же техническую документацию не всегда просто воспринимать. Не забывайте к ней возвращаться, когда что-то не получается.

Егор Яковишен

Senior Frontend Developer в Look At Media

Причин, почему стоит начать программировать, несколько. Это активно растущий рынок труда. Я неоднократно видел цифру в миллион человек - таков будет недостаток людей в этой сфере к 2020 году. Есть такая книга, своего рода манифест, «Программируй или будь запрограммирован ». Суть её сводится к тому, что либо ты сам начинаешь разбираться в технологиях, либо технологии начинают формировать твою жизнь. Продукты, которыми мы пользуемся, пронизаны алгоритмами, которые не все понимают. Соответственно, если хочется хоть как-то разбираться, что к чему, было бы неплохо понимать основы.

Абсолютно точно можно научиться кодингу прямо из дома. Есть множество сайтов для онлайн-обучения. Я сам время от времени прохожу какие-то курсы, мне очень нравится. Они интерактивные, понятные, ты сразу начинаешь что-то писать. К тому же сейчас стало появляться всё больше коротких интенсивов, где можно за пару занятий освоить базу. Как правило, преподаватели на них учат тому, с чем сами имеют дело, и на практике знают, что работает, а что - нет. Книги - это хорошо, но очень часто веб-технологии развиваются с такой скоростью, что информация в книге может быстро устареть. Читать что-то, что вышло больше двух лет назад, смысла нет.

Многие считают, что для программиста очень важно знать математику, но математики как таковой в базовом программировании практически нет. Гораздо важнее способность абстрактно мыслить. Также важна логика, ведь программирование - это по сути написание алгоритма работы системы. Перед тем как этот алгоритм сделать, ты должен сначала увидеть его у себя в голове. И, конечно, английский. Без английского есть большая вероятность всегда плестись в хвосте. Техническую документацию стоит читать в оригинале: перевод всегда запаздывает.

Десять лет назад многие вещи нужно было писать с нуля. Сейчас есть большое количество инструментов, которые рассчитаны на новичков. Это различные библиотеки, которые можно брать и подключать целыми блоками в нескольких строчках кода. Веб сейчас во многом состоит из компонентов - остаётся выбирать нужные и потом настраивать между ними логику.

Не зацикливайтесь на теории, нужно больше практиковаться. Не стоит читать целый месяц книгу или набор статей. Имеет смысл чему-то учиться, сразу это применяя. Пусть это будут самые простые примеры, но как только в чём-то разобрался, нужно это сразу написать.

Я бы точно порекомендовал ходить на митапы - когда программисты собираются и по очереди выступают с какими-то докладами. Это мотивирует, там всегда приятная атмосфера, можно подойти к любому человеку и задать вопросы по теме. Из самых известных - регулярные встречи разработчиков JavaScript MoscowJS Meetup , «Я.Субботник» и Moscow Tech Meetup.

Где учиться в Москве

Moscow Coding School

Большинство курсов в MCS разработаны в основном для тех, кто с кодом знаком понаслышке. Обучение интенсивное, длится обычно четыре-шесть дней по выходным. За это время слушатели узнают основы и в конце могут создать более-менее рабочий проект. В качестве преподавателей выступают ведущие разработчики из стартапов и медиа: Hello Computer, Hyperboloid, SoundCloud, Look At Media и Meduza. Помимо HTML/СSS и инструментов веб-разработки, можно научиться основам создания мобильных приложений. Занятия проходят в красивом пространстве DI Telegraph на Тверской, а команда собирается в основном из представителей креативных индустрий.

Центр компьютерного обучения «Специалист»

«Специалист» действует при МГТУ имени Баумана. Сайт выглядит слишком сложно, поэтому с ходу найти нужный курс, возможно, не получится. Зато учат здесь многому, а курсы поделены на разные уровни подготовки. Погружаться в мир кодинга с нуля рекомендуется на курсе «Основы программирования и баз данных». Выпускники получают свидетельство об окончании курса, а если после захочется сменить профессию, у центра есть своя служба персонала, помогающая выпускникам устраиваться на работу. Главный плюс - множество точек обучения по Москве, и в каждой нужный курс начинается в разные даты.

Где учиться онлайн

Codecademy

Самый популярный и абсолютно бесплатный сервис в области обучения программированию с нуля. Обучение проходит в форме коротких упражнений с простыми заданиями и инструкциями. Учиться здесь стоит базовым принципам работы с JavaScript, HTML и CSS, а для более глубокого погружения - идти на другие сайты.

Programming and the Web for Beginners

Проверенная временем Coursera сотрудничает с известными учебными заведениями, поэтому внушает особое доверие. Курсы более подробные, к тому же, в отличие от Codeacademy, заниматься придётся как в школе: есть хоть и удалённый, но учитель и определённый темп, который не позволит расслабляться. Интересный вводный курс Гарвардского университета есть ещё на edX .

HTML Academy

Полезный русскоязычный ресурс с 37 разделами, посвящёнными разным аспектам работы с вёрсткой: от занятия по структуре HTML-документа до курсов о новых возможностях HTML5 и CSS3. Для тех, кто хочет стать профессионалом, есть два онлайн-интенсива (базовый и продвинутый).

Публикации по теме